Отставка главы СБУ Валентина Наливайченко стала кадровой новостью номер один в Украине.
Корреспондент разбирался в возможных причинах отставки и его перспективах в политике, пише Евгения Вецько в №25 журнала от 26 июня 2015 года.
Лето 2012-го. Бывший глава СБУ Валентин Наливайченко приезжает в лагерь националистической организации Тризуб, возглавляемой Дмитрием Ярошем. Гостю дарят именную фирменную футболку, он тоже не с пустыми руками – вручает командиру сертификат на игру в пейнтбол.
“Мы знакомы с 2010 года, - рассказывал уже гораздо позже Наливайченко. – Тризуб я поддерживал как политик. Да и по-человечески мне эти ребята нравились”.
В начале 2014-го Ярош становится известен всей Украине как глава Правого сектора – движущей силы Евромайдана – и входит в топ украинских политиков. А Наливайченко после отстранения Виктора Януковича от власти в третий раз возглавляет Службу безопасности Украины.
Скатываться с постмайданного политического олимпа они также начнут почти одновременно. В апреле 2015-го добровольческий батальон Правый сектор фактически заставят войти в состав Вооружённых сил Украины, а менее чем через два месяца пост главы СБУ покинет Наливайченко.
Связаны ли между собой эти события? Эксперты не берутся утверждать наверняка. Но факт остаётся фактом. Правый сектор оказался первой ласточкой в попытках властей взять под контроль добровольческие батальоны, лишь косвенно подчиняющиеся руководству Минобороны и ВСУ.
Слишком неудобным на своём посту для Петра Порошенко был и Наливайченко. Президент не относил его к категории «своих», а именно этот фактор, как известно, является ключевым в принятии главой государства кадровых решений.
“Наливайченко, добровольческие батальоны – это стремление Порошенко централизовать власть”, - уверен социолог и основатель компании Research & Branding Евгений Копатько.
Битва титанов
Историю с Наливайченко сегодня называют самым острым политическим событием со времён Майдана. Публичный спор с Администрацией Президента, «наезд» на Генеральную прокуратуру, несколько дней политических консультаций – и 18 июня стало понятно, что глава СБУ обречён.
Скандал разразился после пожара на нефтебазе БРСМ-Нафта под Васильковом. Наливайченко заявил, что базу «крышевал» один из бывших заместителей генпрокурора – Анатолий Даниленко, уволенный в феврале 2015 года.
По поводу заявлений Наливайченко прокуратурой была начата проверка, и главу СБУ вызвали в ГПУ для дачи показаний. Перед допросом он сообщил новые детали дела и пообещал приехать в Генпрокуратуру вместе со спецподразделением Альфа для получения разрешения на задержание фигуранта дела.
Следующий шаг Наливайченко – увольнение руководителей Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью СБУ. Это якобы и стало последней каплей для Порошенко.
“После того как Наливайченко снял с постоввлиятельных генералов СБУ, Президент пришёл в бешенство, потому что после года удачной президентской жизни ему начало казаться, что срок состоялся и остаётся только получать дивиденды”, - утверждает политолог Виктор Небоженко.
“В понедельник [15 июня] на заседание фракции приехал лично Порошенко и заявил о намерении сменить главу СБУ. Депутаты были явно растерянны, такого не ожидал никто. Каких-либо внятных аргументов приведено не было. Президент давил на то, что является Верховным главнокомандующим и вся ответственность за данное решение ложится на него”, - вспоминает ударовец, член фракции Блока Петра Порошенко Егор Фирсов.
На следующий день коллега Фирсова по фракции, журналист Сергей Лещенко, обвинил Наливайченко в связях с кланом Фирташа - Лёвочкина. Процесс увольнения был запущен.
Час Х назначили на 18 июня, но ещё накануне никто не мог с точностью сказать, найдутся ли необходимые депутатские голоса. Эксперты уверяли, что предложение Президента не поддержат ударовцы. Наливайченко - член партии Виталия Кличко и в 2014 году был назначен по квоте УДАРа. Но 248 народных избранников нажали кнопку За.
Что получили взамен коллеги главы СБУ по партии, неизвестно. Но, как предполагают некоторые народные избранники, главным условием было проведение выборов мэра Киева в один тур.
”Говорят, что это примитивный обмен. Однопартийцы жертвуют Наливайченко в обмен на должность прокурора Киева и выборы мэра Киева в один тур. Такова цена предательства”, - написал на своей страничке в Facebook внефракционный депутат, бывший глава информационного отдела Правого сектораБорислав Берёза.
В УДАРе же предпочитают обтекаемые фразы о доверии, вертикали власти и обещают поддерживать Наливайченко в его политической карьере.
Принципиальный вопрос
Причин, спровоцировавших войну между главой СБУ и Президентом, может быть несколько. По официальной версии, Наливайченко и Порошенко не совпали в видении того, каким образом должна работать Служба безопасности.
“На заседании фракции Президент сказал о том, что у него есть претензии к работе СБУ, что он ценит заслуги, работу и опыт Наливайченко и предложит ему другой формат работы в команде”, – сообщила народный депутат от БПП Ирина Фриз.
Член Народного фронта Антон Геращенко говорит об отсутствии реформ: “Если в МВД была запущена новая патрульная служба и сократили УБОП, убрали дублирование функций, подняли зарплату следователям Главного следственного управления, то в СБУ мы таких реформ не наблюдаем. Там была проведена кадровая перестановка “Иванова на Петрова”.
Александр Вилкул, замглавы фракции Оппозиционный блок, называет смену председателя СБУ “разборками, связанными с распределением должностей внутри власти”.
Среди прочих версий отставки – отвлечение внимания от закона о местных выборах, всё то же сотрудничество главы СБУ с олигархом Фирташем, независимость Наливайченко от Президента в контактах с США, а также политические амбиции, которые начали появляться у него в последнее время.
“Но, вероятнее всего, Наливайченко оказался “не своим” человеком для Порошенко. А, как известно, наш Президент хочет во власти видеть только “своих”, - отмечает политтехнолог, директор по стратегическому планированию агентства Гайдай.Ком Сергей Гайдай.
Шаг вперёд
Но всё это уже в прошлом. Намного интереснее выглядит будущее. Экс-глава СБУ, по словам Кличко, займётся политикой. Отказавшись от добровольной отставки, и сделав несколько громких заявлений в последние дни своей каденции, он дал понять, что пойдёт в оппозицию к действующей власти.
“Традиционно уход с силовой должности через конфликт с начальством – прямой путь в публичность. Похожим приёмом в своё время воспользовался первый заместитель генерального прокурора Ренат Кузьмин, реанимировав “дело Гонгадзе” накануне своей возможной отставки. Правда, тогда нехитрая двуходовка сработала удачно для Кузьмина – он смог остаться на должности”, - напоминает политический консультант Павел Кругляковский.
Выход Наливайченко в самостоятельное политическое плавание создает предпосылки для формирования «демократической» оппозиции в Украине
И выход Наливайченко в самостоятельное политическое плавание создает предпосылки для формирования «демократической» оппозиции в Украине.
“До сих пор эта ниша существовала только теоретически, - объясняет эксперт. - Власть поддерживала инерционный конфликт по линии реванша: с одной стороны – символ Революции достоинства Порошенко, его партия и немногочисленные союзники, а с другой – гидра контрреволюции в лице Левой оппозиции и Оппозиционного блока, а также мистического Кремля».
Второй момент. Президент может воспользоваться обвинениями Наливайченко, чтобы отправить в отставку генпрокурора. Как возможное подтверждение этой теории политологи рассматривают обвинение, озвученное Михаилом Саакашвили в адрес падчерицы Виктора Шокина.
Ещё одно важное следствие отставки главы СБУ – возможный разрыв между Президентом и партией УДАР. А значит, не за горами смена мэра Киева, предполагает Гайдай.
“Президент должен быть заинтересован в «своём» мэре Киева. А Кличко больше не «свой», - добавляет он. - Кто наиболее подходящий из «своих»? Скорее всего, Владимир Гройсман”.
Может ли Наливайченко, как об этом писали СМИ, иметь президентские амбиции? Вполне вероятно.
За полтора года работы руководителем СБУ ему удалось оживить контрразведку.
“Он наладил работу СБУ и в отношении противодействия антиукраинским проявлениям, которые необходимо было пресекать”, – признает эксперт по вопросам вооружения Валентин Бадрак.
Ситуация в проблемных регионах – Харькове и Одессе – стала менее напряжённой. Наливайченко любят в США, он умеет нравиться людям, славится как борец с коррупцией и патриот. Да и статус “жертвы режима” способен сыграть ему на руку.
***
Этот материал опубликован в №25 журнала Корреспондент от 26 июня 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.