Рассекреченные документы КГБ: авария на ЧАЭС не была случайной
Рассекреченные документы Отраслевого государственного архива СБУ относительно аварии на ЧАЭС внесли в реестр ЮНЕСКО. О том, каким образом они отбирались и о чем в них говорится, Радіо Свобода рассказал директор Архива Андрей Когут.
Директор Отраслевого государственного архива СБУ, историк Андрей Когут
— Всей процедурой занималась Государственная архивная служба. Именно она выступила с такой инициативой и контактировала с ЮНЕСКО о внесении документального комплекса архивов, касающихся аварии на ЧАЭС.
Государственный архив СБУ отобрал со своей стороны наиболее важные документы, которые у нас сохраняются. Это документы КГБ о том, каким образом работала станция, какие проблемы, неисправности и аварии возникали на ней еще до 1986 года, а также то, что касается непосредственно самой Чернобыльской катастрофы и уже ликвидации ее последствий.
До самого комплекса документов включены не только материалы из Отраслевого государственного архива СБУ, но и из Центрального государственного архива высших органов власти, Центрального государственного архива общественных объединений, Центрального государственного кинофотофоно архива имени Г. Пшеничного, ряда государственных областных архивов.
В тему: На кровле ЧАЭС найден обломок вертолета, рухнувшего в 1986 году (ФОТО)
— Каким образом отбирались документы, вошедшие в этот перечень?
— При отборе мы пытались учитывать, чтобы, с одной стороны, это была достаточно небольшое количество документов, а с другой, чтобы они как можно полнее описывали историю аварии на ЧАЭС.
Первый документ у нас датирован 1973 годом. Это докладная записка о нарушении соблюдения норм при строительстве ЧАЭС. Следующие документы также касаются нарушений и проблем, которые возникали здесь во время строительства.
Понимание того, что это происходило еще до 1986 года, является чрезвычайно важным, так как эти документы показывают, что Чернобыльская катастрофа не была случайной. Мы можем говорить о том, что эта авария была, к сожалению, запрограммирована еще задолго до 1986-го, потому что отношение коммунистического режима, который принимал решение о строительстве ЧАЭС, ее сооружение и то, каким образом происходило строительство, привели к тому, что фактически невозможно было избежать этой аварии.
Свидетельство о внесении рассекреченных документов Архива СБУ по Чернобылю в реестр ЮНЕСКО
— А о каких именно нарушениях и неисправностях говорится в этих документах?
— До 1986 года был целый ряд неисправностей и нарушений на ЧАЭС. То, что отражено в этих докладных, объясняет, почему в 1986 году перекрытие не выдержало. Прежде всего речь идет о проблемах с самой конструкцией. Это была одна из первых АЭС, которые строились по блочной системе, то есть каркас реактора была не полностью литым из бетона.
Оказалось, что бетон был ненадлежащего качества, не такой марки, как было нужно. К тому же он заливался не так, как это предполагали технические нормы, были трещины и пробелы между различными блоками. То есть вот это разгильдяйство привело к тому, что перекрытие не выдержало и рухнуло внутрь. Вся эта информация есть в этих докладных, которые КГБ писало прежде всего в Центральный комитет коммунистической партии.
— О чем говорится во втором блоке отобранных вами документов?
— Второй блок документов касается собственно самой аварии. Это достаточно широкий круг документов, отражающих ту информацию, которую КГБ подавал руководству государства, первому секретарю Щербицкому. Например, о том, что была обнаружена машина под Киевом с огромным радиоактивным фоном, костюмы детей, участвовавших в первомайской демонстрации, после сдачи имели огромный радиоактивный фон.
Именно информирование КГБ еще до первого мая показывает, что режим знал о том, что происходит, о том, какие есть угрозы, но одновременно оттянул решение об эвакуации и провел не только первомайскую демонстрацию, но и ряд других мероприятий. То есть это является важным свидетельством того, что для партии было важно показать, что режим является сильным, что «коммунизм всегда с нами», а не жизнь людей, которые участвовали в этом, с ними не считались.
В тему: Взрыв на Чернобыльской АЭС — документами КГБ УССР
— На чем сфокусирован третий блок отобранных документов?
— Он касается того, каким образом происходила ликвидация последствий Чернобыльской катастрофы, а также того, каким образом КГБ пытался контролировать слухи, которые начали распространяться среди населения Киева и Украины в целом, и как пытался помешать распространению правдивой информации о том, что произошло.
— Какой гриф был в те времена у этих документов и кто на тот момент мог с ними контактировать?
— Эти документы должны были иметь грифы «секретно» или «совершенно секретно». К ним имели доступ только работники КГБ или руководство партии, у которого были соответствующие допуски к государственной тайне в Советском Союзе.
— Что означает внесение этих документов в реестры ЮНЕСКО?
— Прежде всего это важно с точки зрения имиджевой. Авария по сей день остается одной из крупнейших техногенных катастроф в мире, и эти документы могут предоставить возможность лучше понять, какие угрозы несет так называемый «мирный атом». Украина и мир должны понимать, почему эта авария произошла, кто за это отвечает. Понимать, что это была не стихийная катастрофа, а в определенной мере запрограммированное системой следствие.
Также для нас как для архивистов важно, чтобы общество видело, что эти документы у нас хранятся, что с ними можно работать, что они являются открытыми. Это наследие, которое важно не сколько как культурное достояние, а как печальный результат аварии. Мы надеемся, что знакомство с этими документами поможет в будущем избежать подобных катастроф.
С рассекреченными документами о Чернобыле из Отраслевого государственного архива СБУ могут ознакомиться все желающие
В тему: Конфайнмент над четвертым энергоблоком на ЧАЭС гарантирует защиту от радиации на 100 лет
— Как с ними могут пока ознакомиться рядовые украинцы? И если говорить об иностранцах: переводятся ли эти документы, например, на английском языке?
— Коллекция этих документов из Отраслевого госархива СБУ опубликована на сайтеэлектронного Архива украинского освободительного движения, с ними может ознакомиться любой желающий.
Сейчас мы работаем совместно с Институтом истории Академии наук Украины для того, чтобы издать сборник, в который уже войдет гораздо больше, чем 32 документа, которые вошли в эту коллекцию. Мы также ведем переговоры с нашими коллегами из-за рубежа о возможности издания этого сборника в переводе на другие языки, а также по подготовке сборника, который бы содержал документы других коммунистических спецслужб: Польши, Чехословакии, Венгрии, Восточной Германии, Румынии и Болгарии. У нас есть планы продолжать работу в этом направлении.
Плюс к нам приезжают иностранные исследователи и знакомятся у нас в архиве с этими документами. Гражданство значения не имеет, могут приходить все.
— Но сейчас они только на языке оригинала?
— Да, это русский язык.
—
Софія Середа, опубликовано на сайте Радио Свобода
Перевод: Аргумент
|