Версия для печати
После войны «Порошенко против олигархов» Ахметов вышел с прибылью. Свое получила и приближенная к Порошенко структура. Заплатят за праздник примирения рядовые граждане. В Украине ничего не поменялось: просто раньше донецкий бандит платил Януковичу, а теперь — Порошенко. А дань они собирают со всех нас.
Как правило, когда одна армия побеждает другую, то деньги достаются победителю, а проигравшему — одни убытки. Однако Украина — земля уникальных возможностей. У нас по окончании боевых действий деньги получают обе армии. А платит за все это третья сторона — которая вообще участия в войне не принимала.
Свежий пример — олигархическая война под руководством Петра Порошенко, которая недавно завершилась в нашем государстве. Штрихом напомним, как она проходила, а для большей наглядности возьмем только один фронт: «Антиахметовский».
Начало войны
В уже далеком марте 2014 года Петр Порошенко сделал громкое заявление о деолигархизации Украины. Прозвучало это почти как знаменитое Святослава «Иду на вы», и, безусловно, помогло одержать победу уже в первом туре выборов.
В начале слова не расходились с делом. Было открыто несколько антиолигархических фронтов, а наиболее ожесточенные бои начались на «антиахметовском фронте».
Стартовали на энергетике. Дело в том, что энергетика для Ахметова — это то же, что яйцо для Кощея, поэтому решили надавить на больное.
Началось с укрепления командного состава. Порошенко сделал Владимира Демчишина министром энергетики, а Дмитрия Вовка назначил председателем Нацкомиссии по энергетике. До перехода на госслужбу первый был совладельцем инвесткомпании ICU. Второй непосредственно перед назначением работал в московском офисе президентского «Рошен», а еще раньше был помощником вице-президента и еще одного совладельца ICU Валерии Гонтаревой.
В результате 2015 год прошел для ахметовской енегокомпании ДТЭК под давлением двух фронтов. С одной стороны душили валютные долги, которые компания наделала в сытые годы правления Януковича. С другой поджимали государственные энергоменеджеры, которые действовали в парадигме порошенковской деолигархизации. Например, Демчишин планировалпродать 25-процентные пакеты государственных акций в «Днепроэнерго», «Западэнерго» и «Киевэнерго» на аукционах с правом для покупателя выкупить затем 75-процентные пакеты у нынешнего владельца Ахметова.
Кровавая бойня развернулась за маржу, которую Ахметов мог заложить при продаже электроэнергии. Камнем преткновения была цена угля. Государство утверждало, что уголь — продукт дешевый, а значит и энергия из него — недорогая. Менеджеры Ахметова с этим не соглашались, отстаивая свою позицию не только через СМИ, но и посредством «стихийных» уличных демонстраций шахтеров.
В тему: Ринат Ахметов шантажирует государство и проводит операцию «Крепость» (документ)
Все эти военные действия быстро отразились на рыночной стоимости активов Ахметова: долговые облигации ДТЭК пробивали одно дно за другим.
Напомним попутно одну деталь. Компании выпускают облигации для того, чтобы занимать деньги, не продавая свои акции. Облигации можно перепродавать, поэтому они имеют свои котировки на бирже. Чем хуже дела у компании — тем дешевле эти облигации стоят, и — наоборот.
В случае с ДТЭК все шло по классике: дела все хуже, облигации все «мусорнее». Об этом свидетельствуют данные агентства «Bloomberg», отраженные на графике. Однако так продолжалось недолго.
Перелом в войне. Генералы Порошенко переходят к врагу
Весной 2016 года власть делает разворот на 180 градусов. Сначала в марте НКРЭКП утвердила повышение на 15-20% тарифов на электроэнергию, производимую ДТЭК и другими теплоэлектростанциями. Это сначала не очень отразилось на настроениях инвесторов, поскольку агентство Fitch именно в марте понизило рейтинг ДТЕКовских облигаций до уровня «ограниченный дефолт».
Однако грузовик с карамельками только начинал разворачиваться на улице теплоэнергетиков.
В апреле того же НКРЭКП ввела в действие новую методику расчета цены на электроэнергию, «зашив» в нее печально известную «роттердамскую» формулу. Отныне цена угля для выработки электроэнергии рассчитывается так: цена в порту Роттердам плюс стоимость доставки в Украину. И это при том, что власть окончательно отказалась от закупки африканского угля в пользу антрацита из России и оккупированного ОРДЛО. А этот уголь стоит значительно дешевле сам по себе, как и его доставка в Украину, потому что не нужно везти коряблями через полмира.
Вот это решение и привело к тому, что стоимость угля для электрогенерации выросла на четверть до 1500 грн./т. То есть, если раньше власти утверждали, что уголь должен стоить дешево, а люди Ахметова говорили — дорого, то вдруг что-то переключилось в головах полководцев Порошенко, и в одно мгновение они решили, что уголь теперь должен стать очень дорогим.
Возможно, это таинственное перевоплощение и не произошло бы, если бы полководцы жертвовали собственные деньги, но это не наш случай. Подорожание угля, а соответственно и электроэнергии НКРЭКП полностью перевела на кошельки рядовых украинцев. Внедрение «роттердамской» формулы будет стоить всем нам 9,5 млрд. грн. То есть именно такую сумму украинцы переплатят производителям «угольной» электроэнергии, крупнейшим из которых и является Ахметов.
В тему: В кооперации с врагом или Угольная «схема» Порошенко
Здесь есть еще один не денежный, но важный нюанс. Большое количество угля попадает в Украину с оккупированных территорий. И в контексте «активной борьбы СБУ с финансированием терроризма» это выглядит, как минимум — странно.
На такое странное окончание «Великой олигархической войны» инвесторы уже не могли не отреагировать, поэтому уже в мае облигации ДТЭК начали резко расти в цене — за два недели на 40%.
В тему: Облигации ДТЭК Ахметова подорожали на 40% после сделки с Порошенко?
То есть тот, кто раньше скупил их «на дне», может сейчас их продать почти в полтора раза дороже, и вся эта разница будет чистой прибылью. Например, вложив $100 миллионов в скупку дешевых облигаций и продав их сейчас за $140 млн — будет иметь $40 млн чистого профита. Вот снова данные «Bloomberg» о котировках облигаций:
И вот здесь мы подходим к бенефициарам минувшей войны.
Настоящие победители не на фронте, а в тылу
В 2013 году ДТЭК выпустил еврооблигации со сроком погашения в 2018 году на общую сумму $750 млн. (Вот меморандумы первого и второго выпусков).
В апреле 2016 года гендиректор ДТЭК Максим Тимченко в интервью «Зеркалу недели» заявил, что держателями еврооблигаций являются международные институциональные инвесторы Ashmore, VR Capital, российский VTB. И отдельно отметил, что «компания ICU покупала облигации ДТЭК по выпуску 2013 г.».
Сколько покупала и когда — увы, неизвестно. Хотя действительно хотелось бы узнать, насколько развит дар пророчества у околопрезидентских финансистов. Ведь многие из их конкурентов сейчас грызут ногти на пальцах. Кто же знал, что в «священной войне» государство внезапно поднимет белый флаг, а затем легким движением руки можно заработать десятки или даже сотни миллионов долларов! В ICU — знали, а, может, просто чувствовали.
Здесь мы должны сделать две оговорки. Первое. В своем интервью Тимченко сказал «эта информация сегодня могла устареть». И чтобы узнать обо всех владельцах облигаций, нужно провести специальную процедуру «Investor identification study».
Пока она будет проведена, любой инвестор, в том числе и ICU, уже успеет выйти из владельцев ахметовских облигаций, зафиксировав прибыль продажей на пике цены.
Второй нюанс. Точно неизвестно, кто из физических лиц зарабатывал на облигациях Ахметова. Финансовые институты, как правило, предоставляют услуги, не афишируя услуги своих контрагентов. Так что ICU могло купить облигации ДТЭКа на деньги как Порошенко или Демчишина, так и какого-то Василия Петровича с Горішніх Плавнів.
Но проблема здесь в другом. Такой неожиданный всплеск цены облигаций и сопутствующие финансовые выгоды да еще и с причастностью к структуре, которая обслуживает президента, хочешь не хочешь, а рождает подозрение об утечке инсайдерской информации.
Инсайдерская информация — это в отличие от непонятных оффшоров — полностью незаконная операция. И в Украине, и в мире. Поэтому в контексте «открытости власти» неплохо было бы, если бы эта же власть рассеяла подозрения, сообщив, сколько облигаций приобрела ICU и когда. Ибо в противном случае эта финансовая игра может расцениваться как обогащение чиновников на создании и решении проблем Ахметова.
Есть и другой путь приближения к правде — правоохранительный. Если соответствующие специалисты из Украины является недостаточно профессиональными или слишком запуганными — можно обратиться к коллегам из США.
Во-первых, на поимке инсайдеров они не одну кошку съели, во-вторых, с радостью отбелят репутацию нынешней власти. Ну, или очернят. Им и то, и другое будет в радость.
Ну а мы, рядовые граждане, возможно, узнаем, кого мы в итоге профинансировали во время Великого олигархического перемирия.
—
Юрий Николов, Алексей Шалайский, опубликовано в издании «Наші гроші»
Перевод: Аргумент