Версия для печати
Украине не дают летальное оружие, даже существует негласное эмбарго, которого придерживается большая часть стран Европы. Есть и ряд других «проблемных вопросов» в отношениях с Западом. Но почему бы не использовать ограничения как преимущества и не заняться «локальным политическим движением вперед». Например — вступить в союз с Польшей и стать вызовом экономическим и политическим локомотивам ЕС?
Странно казалось бы, вполне понятно кто сбил малазийский Боинг, кто является источником агрессии в Европе, кто угрожает стабильности и миру. В США администрация президента прозрачно намекает, что для нее проблема номер один уже не ИГИЛ, а Россия, с ее выходом из договоров по ограничению вооружений.
Именно Россия в одностороннем порядке отказалась от инспекции ядерных объектов, угрожая в том числе выйти из договора о нераспространении ядерного оружия. Россия в одностороннем порядке выходит из договоров о сокращении обычных вооружений. Но тем не менее, Украина, которая едва способна поставить на ноги свой военпром, не получает не только вооружений от своих политических союзников, но даже компонентов вооружений.
В тему: Стратегический блеф России
Запад боится Россию и не хочет ее дразнить, заманивая кнутом и пряником в мышеловку? Отчасти это так, но лишь отчасти. Запад боится нестабильности внутри Украины, добровольческих батальонов и их вольницы, его пугает слабость центральной власти и коррупция? Здесь также есть часть правды. Однако стоит взглянуть немного вперед.
Есть тема, которую панически не хотят поднимать в разговорах политики как на Западе, так и в России. Это возможное сближение политических позиций Украины и Польши. Тема настолько запретная, что сами польские политики не очень охотно ее комментируют. А между тем история повторяется, и повторяется отнюдь не как фарс или драма.
Польша и Украина имеют не только много общей истории, но и, конечно же, конфликтных ситуаций. Ведь именно становление Украинского государства происходило на фоне борьбы против Речи Посполитой. Однако экономические и политические связи значительной части Украины сохранились с Польшей вплоть до 1939 года, когда в следствии пакта Мотолова-Риббентропа Польша была разорвана на части. Сейчас же экономические связи Украины с Польше переживают подъем и в чем-то ренессанс. Также явен и политический аспект. Но вопрос устойчивого польско-украинского Союза не поднимается. Хотя здесь присутствуют явные преимущества, которые в течении ближайших лет станут ключевыми для политики и экономики в Европе.
Если через 10-15 лет Польша и Украина смогут объединиться политически и экономически, создав также и военный союз, они станут экономикой и государственностью в один ряд с такими странами как Германия, Британия и Франция, обогнав Россию. Почему так? Нетрудно заметить, что Польша с населением около 39 миллионов и Украина с населением более 43,5 миллионов без учета аннексированного Крыма, имеющие тяжелую промышленность и замкнутые промышленные производственные цепочки, могут составить достойную конкуренцию европейским товарам в рамках общего рынка. Политически же украино-польский союз будет иметь значительный вес в силу своего географического положения.
В тему: Затененная Россией
Дело в том, что этот союз своей территорией полностью перекроет путь из Европы от балтийского моря до черного в Азию. Исключением остается только ненадежная связь через Турцию. Но разветвленная транспортная сеть Украины и Польши будут являться надежной опорой для передвижения товаров, являясь конечной точкой для «великого шелкового пути», который строится сейчас Китаем.
От этой конечной точки в Европе будет зависеть вся Азия, включая Китай, среднеазиатские республики и, конечно же, Россию. В политическом же отношении Россия будет отброшена на позиции допетровского периода, имея в своем арсенале только выходы к внутренним морям, где проливы контролируются третьей стороной — посредником в торговле.
Важно также отметить и возросшее военное значение союза. Военный союз подразумевает сильную армию, которая уже прошла испытание в боях с серьезным противником, а в случае военного объединения и перехода на современные технологии, объединенная армия Украины и Польши сможет играть не последнюю роль для НАТО, как ее сейчас играет Франция и Британия.
Польская армия (140 000 постоянного состава) и украинская (250 000), суммарный военный бюджет (около 16 млрд. долларов) плюс тяжелые вооружения, а также возможность размещения ПРО на территории государств превратят этот регион в надежный защищенный рубеж. Армия этого союза станет сильнейшей в Европе.
Отсюда и все отдаленные опасения и практически полное молчание о перспективе мощного украино-польского союза, союза, который будет экономически и политически конкурентом ведущих локомотивов Евросоюза. И роль Украины в этом вопросе ключевая. В значительно степени от политики Украины на ближайшие 10 лет зависит, произойдет ли значимое сближение между поляками и украинцами, которое приведет к союзу. Этому союзу всячески будут сопротивляться все европейцы и Россия, для которой такой союз станет фактически приговором. Но для Украины ситуация будет выигрышной, поскольку несет целый ряд преимуществ, не только в политической и оборонной сфере.
В тему: Польша возводит особые наблюдательные башни на границе с Россией
Через десять лет величина ВВП Украины в благоприятных условиях может вырасти практически вдвое от показателя 2015 года и составить до 420 млдр. долларов США по ППС. Польша — более 1,2 трл. долларов США по ППС. Суммарно это уровень ВВП России и больше, чем у ряда крупных европейских государств. А контроль торговых путей между Европой и Азией позволит осуществлять достаточно эффективные трансконтинентальные экономические программы. Динамика роста экономики не только сохранится, но и ускорится, что в течении 20 лет приведет к росту ВВП, сопоставимому с Британией или Францией.
По видимому будущее Украины стоит связывать не столько с вступлением в ЕС, сколько с взаимой интеграцией с сильным историческим союзником, что позволит проводить довольно сильную независимую экономическую и государственную политику. Локальная интеграция на фоне общей интеграции в открытые рынки и военно-политические системы — это «срединный путь», тропа в будущее, которую необходимо закладывать сейчас, не смотря на возможное сопротивление ряда политических и экономических сил.
И здесь было бы необходимым заручиться поддержкой стороны, которая более всего могла бы быть заинтересована в таком союзе. Это США и Канада, которым традиционно интересен сильный проамериканский союзник, особенно на Востоке Европы. таким образом США получили бы двух сильных союзников — Британию и Украину-Польшу, словно формирующих внешние контуры Европы, неся на себе в том числе и гарантии безопасности региона в целом.
—
Виталий Рождаев, Виктор Шевчук; опубликовано в изданиии Русский Еврей