Версия для печати
Реальный сектор экономики полуострова ждет деградация, а жителей — обнищание и безработица.
В случае продолжения российской оккупации реальный сектор экономики Крыма ожидает дальнейшая деградация, а занятых в нем жителей — обнищание и безработица.
Перед оккупацией Россией Крыма в регионе достаточно динамично развивались промышленность и транспорт, которые не уступали, а отчасти и опережали общероссийскую динамику. Полуостров был развитым туристическим регионом Украины, жители которого ежегодно принимали, обслуживали, кормили, развлекали и обеспечивали всем необходимым, по крайней мере, в три раза больше отдыхающих, чем составляло его население.
Можно было сетовать на недостаточно быстрые темпы развития туризма или смежных отраслей экономики, однако фактом было то, что и туристический сектор, и порты, и транспорт, и торговля региона росли, как и уровень жизни населения, строились сотни новых объектов туристической инфраструктуры, в частности — малым бизнесом и частными лицами.
Были запланированы масштабные инфраструктурные проекты, рассчитанные на поставку товаров через глубоководные порты полуострова не только до или из континентальной Украины, но и в соседние страны.
В тему: Крым «хоронит» развитие портов России и всю морскую отрасль
Все это особенно заметно на фоне того, что происходит в Крыму после оккупации. Ситуация в большинстве отраслей реальной экономики резко ухудшилась. И надеяться хотя бы на восстановление, не говоря уже о повышении того уровня развития, который автономия имела в 2013 году, бесполезно.
Потеря рынка
С лета в крутое пике пошла самая значимая отрасль крымской обрабатывающей промышленности — производство пищевых продуктов и алкогольных напитков, которая до оккупации Крыма обеспечивала до 40% всей ее продукции. В июне — октябре объемы производства составляли лишь 64,3-69% к аналогичному месяцу прошлого года. Спад был вызван преимущественно глубоким обвалом в производстве ликероводочной и винно-коньячной продукции из-за осложнений ее поставки на основной рынок — континентальную Украину.
Например, в марте — октябре 2014-го в Крыму было выпущено лишь 10,8 млн л алкогольных напитков против 38,4 млн за соответствующий период 2013 года, 6,4 млн л вместо 10,2 млн л коньяка, в апреле — октябре 2014 года — 20,2 млн л виноградного вина против 26,2 млн л. В последнем случае незначительный спад обусловлен длительным производственным циклом и надеждой на улучшение ситуации с доступом к украинскому рынку в будущем. Поэтому если сбыть продукцию не удастся, в последующие сезоны придется резко уменьшить производство.
Сейчас крымские производители винно-коньячной продукции ищут возможности выхода на украинский рынок из-за разлива продукции на территории Украины, однако продажи все равно падают, а дальнейшие перспективы остаются неопределенными. На российском же рынке крымская продукция вряд ли сможет существенно расширить свое присутствие, потому что или уже заняла там свою нишу, или даже не считается по российским стандартам вином, а лишь винным напитком.
Критическая ситуация и в рыболовном промысле полуострова. Ведь, потеряв украинский рынок, найти себе место на российском, где дефицита рыбопродуктов никогда не было, достаточно сложно. Рыбопромышленники пытаются на него пробиться, но их туда не пускают. В результате объемы вылова и реализации рыбы упали на 90%. Недавно критическую ситуацию в области признал и самопровозглашенный «премьер-министр» Крыма Сергей Аксенов.
В тему: Безрыбье Крыма. Почему хамса России не нужна
С III квартала начал нарастать спад и в химической отрасли, которая до оккупации обеспечивала до 25% всей продукции обрабатывающей промышленности на полуострове и около 40% его экспорта. Если в июне доля производства к соответствующему месяцу прошлого года составила в области 93,5%, то в июле — только 78,8%, а в октябре — 74,2%.
Сейчас жизнеспособность отрасли поддерживается благодаря лоббистскими статьями принятого том Верховной Радой предыдущего созыва закона «О налоговом и таможенном контроле в свободной экономической зоне (СЭЗ) Крыма и особенности осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины» (вступил в силу 27 сентября), которые открыли лазейки для экспорта продукции крымских предприятий Фирташа на правах «украинской продукции».
в тему: Порошенко позаботился о «семейном» бизнесе в Крыму, сделав крымчан нерезидентами
Однако это ставит перспективы химпрома полуострова в зависимость от того, как быстро в новом парламенте придет понимание необходимости изменения лоббистских положений упомянутого документа.
В тему: Слова Порошенко расходятся с делом. По факту он сдает страну
Международные санкции привели к резкому падению поставок из Крыма к большинству потребителей его продукции в прошлом. Зафиксированный «крымской таможней» РФ вывоз товаров с полуострова во II-III кварталах 2014 года составил всего $90,67 млн, то есть в 3,3 раза меньше, чем в аналогичный период 2013 года ($301,9 млн без учета поставок в Россию).
Резко изменилась товарная структура экспорта. Если в апреле — сентябре 2013 года в нем преобладала продукция химпрома ($161 млн, или 38,1%), то в 2014-м ее вывоз уменьшился в ценовом выражении более чем 17 раз (до 9,3 млн, или 10,3%), но на зерно пришлось 27,2%, минеральное топливо и нефтепродукты — 29,6%, продукцию судостроения — 20,3%, черной металлургии — 9,1%.
Основными рынками сбыта для Крыма в апреле — сентябре 2014 года довольно неожиданно стали Швейцария (29%) и Панама (20,4%). Это свидетельствует о попытках использовать их таможенные территории для дальнейшего реэкспорта товаров в ЕС и США, которые ввели санкции против крымских поставщиков.
Однако эти усилия не способны компенсировать колоссальные потери от закрытия рынков ЕС и США, куда во II-III кварталах 2013 года было экспортировано товаров на $79,5 млн. То есть почти столько же, сколько составлял весь крымский экспорт за II-III кварталы 2014-го ($90,7 млн). Среди новых крупных импортеров также Саудовская Аравия (16%), куда направляются зерновые. Вследствие уменьшения общего объема экспорта выросла доля в нем Турции (11,6%), Азербайджана (5,5%) и Грузии (2,9%).
С полуострова в остров
В составе России Крым — это остров. Со всеми негативными последствиями, которые из этого вытекают. В зимний период доставка товаров, включая продукты первой необходимости, туда вообще невозможна иначе, как через Украину или из Украины. Признанием чего стал такой факт: если летом РФ попыталась ввести запрет на ввоз ряда украинских продуктов на полуостров, то с приближением зимы была вынуждена отказаться от этого.
В тему: Закрыв Крым на замок, оккупанты спровоцировали потребительский кризис
Но так же затруднен и вывоз в настоящее время значительных объемов крымских товаров в РФ или, тем более, транзит товаров через порты полуострова к России. Это уже проявилось как в трехкратном падении грузовых перевозок по его территории (грузооборот после оккупации в разные месяцы не превышал 21-37% прошлогодних объемов), так и упадке местных портов.
С 16 июля правительство Украины официально прекратило функционирование всех крымских портов, был введен формальный запрет для иностранных судов входить в морские торговые порты Ялты, Керчи, Севастополя, Феодосии и Евпатории. Кроме того, Украина сообщила ИМО о закрытии крымских портов для международного судоходства.
Хотя последние в прошлом году осуществили перевалку 13,8 млн т грузов, их закрытие не создало никаких проблем для Украины. За январь — октябрь 2014-го через порты, которые остались под контролем Украины, прошло 83,3 млн т экспортных грузов против 77,5 млн т за соответствующий период 2013 года. То есть Украина не заметила потери крымских портов, увеличив нагрузку на гавани Одесской и Николаевской областей.
Между тем порты Крыма фактически остановились. Например, самый большой, в Севастополе, уменьшил перевалку грузов с 17,8 млн т в I-м квартале 2014 года до 0,2 млн т во II-м. Тамошние эксперты единодушны в том, что максимум, на который они могут претендовать в ближайшее время, — это прием импортных товаров для Крыма из РФ или других стран, которые не побоятся санкций и угрозы ареста их судов по требованию Украины.
Транспортную проблему Крыма якобы можно решить, построив мостовой переход через Керченский пролив, однако из-за его очень высокой стоимости и объективно ограниченную пропускную способность он не способен будет заменить транспортные магистрали, соединяющие Крым с Украиной. Наконец, даже если такой мост и будет, то доставлять по нему товары из России, чтобы отгрузить в крымских портах, или, наоборот, оттуда в Россию не будет никакого смысла, ведь это можно делать в портах Краснодарского края. Тем более если транзит через полуостров угрожать санкциями и штрафами.
В тему: Утопия. Буквально
Маловероятно и решение под российской оккупацией проблем с обеспечением полуострова электроэнергией и водой. Поставки туда электроэнергии из других украинских регионов в 2013-м составил 5,96 млрд кВт•ч. Еще до 1 млрд кВт•ч производилось в самом полуострове.
При нынешней цене на украинское электричество для импорта указанных объемов Крыму нужно было бы $450-500 млн. Пресной воды в автономию в прошлом году поступило около 1,2 млрд м³. При цене даже $1/1 м³ (опреснение морской воды будет стоить, по меньшей мере, столько же) это еще $1,2 млрд в год.
Все это создает непосильную нагрузку на экономику полуострова, которую она вряд ли способна выдержать в нынешних условиях сокращения рынков сбыта. Такие цены на энергию и воду делают в ряде случаев невыгодным их использование в промышленных и сельскохозяйственных целях.
Следовательно, производства вынуждены сворачиваться или уменьшаться. Однако остановка подачи воды по Северо-Крымскому каналу привела и к проблемам с обеспечением ею населения. В частности, в ноябре воду в Севастополе начали подавать почасово, а с начала следующего года проблемы могут усугубиться.
Разговоры о строительстве в Крыму альтернативных источников электроэнергии также представляются неубедительными. Во-первых, из-за проблем с финансированием ранее утвержденных программ развития полуострова. А во-вторых, поскольку в условиях ограничений на поставку электроэнергии с континентальной Украины собственное производство тока на имеющихся мощностях резко уменьшилось (с 714 млн кВт•ч в марте — октябре 2013 года до 498 млн кВт•ч в тот же период 2014-го). Причина — падение ее генерирования солнечными и ветроэлектростанциями, поскольку в богатой на энергоресурсы РФ, в отличие от Украины, им не готовы оказывать государственную поддержку.
Туризм
Впрочем, в мире достаточно стран, почти не имеют своего производства или экспорта, но успешно живут благодаря доходам от туризма. Именно такой путь, по социологическим опросам, которые проводились на полуострове украинской властью, считало приоритетным для Крыма большинство его жителей. Однако туристические перспективы под российской оккупацией еще хуже.
По информации экс-министра туризма АРК Александра Лиева, в 2013 году полуостров принял почти 4 млн украинцев, 1,3 млн россиян, 250 тыс. белорусов, 500 тыс. граждан ЕС, Турции, Азербайджана, Казахстана и других стран. При этом больше всего турпоток вырос именно из ЕС и Турции. А в этом сезоне на полуострове побывали только 370 тыс. украинцев, преимущественно беженцы из Донбасса, которых под видом туристов размещали в пустых крымских санаториях.
Российских отдыхающих за девять месяцев приехало только 1,15 млн, то есть даже меньше, чем в прошлом году. Гостей из других стран почти не было. При этом углубилась внутренняя поляризация: если Севастополь и Большая Ялта еще как-то почувствовали «новые приливы», то Евпатория, Феодосия, Большая Алушта и Судак остались почти без клиентов. А именно в этих городах наибольшая доля жителей традиционно жила за счет туризма.
Рост стоимости жизни и отдыха в Крыму, а также транспортные трудности лишают его остальных преимуществ перед кавказским побережьем Краснодарского края, мимо которого россияне фактически вынуждены проехать, чтобы добраться на полуостров через Керченский пролив.
Белорусам проще отдохнуть на азовском или черноморском побережье Украины, а украинские или европейские туристы в российский Крым не поедут и подавно. В таких условиях шансов на восстановление турпотока и доходов от туризма на уровне 2013 года в среднесрочной перспективе нет.
Доходы
В 2013 году средняя заработная плата штатного работника в Крыму, по данным Госстата, составила $350, сейчас — около 17 тыс. руб. (16,6 тыс. в октябре). Это $340 даже по курсу 50 руб./$, достигнутым еще в ноябре (в середине декабря он уже превысил 60 руб./$). На начало 2014 года средняя пенсия равнялась $180 (в автономии насчитывалось 557 тыс. пенсионеров). Сегодня она выросла до $215 по курсу 50 руб./$, однако в случае девальвации российской нацвалюты до 55-60 руб./$ и этот прирост будет полностью нивелирован.
Между тем пищевые продукты, другие потребительские товары, которые часто являются преимущественно импортными, а также коммунальные услуги подорожали по сравнению с доокупацийним периодом. К тому же в большинстве случаев даже в долларовом эквиваленте. Причем на «переходный период» коммунальные тарифы в Крыму дотируются из российского бюджета, поэтому на сегодня значительно они ниже, чем даже в соседних российских регионах, что, естественно, не может продолжаться долго.
В тему: Россия сокращает запланированные расходы на Крым в 4 раза
Значительно выше средних являются выплаты в бюджетной сфере: $410 в образовании, $370 в медицине, $480 в государственном управлении и обороне. Здесь они сейчас несколько выше в сравнении с дооккупационным временем: в 2013 году было соответственно $340, $315 и $420.
Однако из 322,6 тыс. наемных работников (по состоянию на октябрь 2014 года) и 910 тыс. всех занятых (по результатам статистических исследований в 2013 году) только 144,6 тыс. крымчан работали в упомянутых выше бюджетных секторах (уже в середине декабря и эта разница в доходах была сведена к нулю в связи с катастрофическим падением курса рубля — А).
В то же время совсем иная картина во внебюджетной сфере. Упадок туризма, транспорта, торговли, обрабатывающей промышленности, строительства, а также ориентированного на потребителя овощеводства и садоводства не мог не сказаться на доходах людей. Так, в торговле средняя заработная плата наемного работника в Крыму составляет сейчас всего $175, гостинично-ресторанном бизнесе — $210, сельском хозяйстве — $230, обрабатывающей промышленности — $280, тогда как еще год назад их средние доходы составили соответственно $250, $340, $275 и $360.
Сейчас заработки в указанных секторах реальной экономики с учетом более высокого уровня цен на полуострове существенно уступают украинским. Даже с учетом почти двукратной девальвации гривны за время боевых действий на Донбассе.
Причем наиболее сложная ситуация в малом бизнесе. А в украинском Крыму насчитывалось 15,6 тыс. малых предприятий и 61,3 тыс. физических лиц-предпринимателей (ФЛП). На первых официально было занято 76,5 тыс. работников, в последних — еще 120,6 тыс.
Кроме того, на начало 2014 года там было 36,3 тыс. личных крестьянских хозяйства (ОСГ). Большинство занятых на строительстве, в торговле и гостинично-ресторанном бизнесе, а также в сельском хозяйстве составляли работники малых предприятий, ФЛП и ОСГ. И именно они, а также те, кто неофициально работал в связанных с туризмом секторах, понесли огромные потери.
Реальное снижение уровня доходов большей части крымчан будет негативно сказываться на способности внутреннего рынка заместить убытки от потери внешних рынков сбыта и доходов от туризма. Уже в ближайшее время следует ожидать раскручивание кризисной спирали, когда лишенные традиционных доходов крымчане будут вынуждены уменьшать расходы, ухудшать ситуацию в сфере услуг и розничной торговли, а затем и в сельском хозяйстве и пищевой промышленности.
Перспективы
Недавно Владимир Путин подписал закон о развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и городе федерального значения Севастополе, которая создается сроком на 25 лет. Особый режим предусматривает льготное налогообложение, если предприятие осуществляет деятельность в сфере туризма, сельском хозяйстве, перерабатывающей промышленности, портовой и транспортной инфраструктуре, судостроении или IT.
Однако такие решения не будут иметь никакого серьезного эффекта, если Крым и далее будет находиться под международными санкциями. А новый украинский парламент все же решится на изменения в ранее принятый лоббистский закон о создании ЗСТ на полуострове и перекроет возможности тамошним предприятиям поставлять продукцию в Украину или реэкспорт ее через Украину в третьи страны.
В таком случае и крымчанам, и россиянам станет понятной неспособность полуострова успешно развиваться без Украины. Как и тот факт, что исходя именно из объективных экономических и транспортно-коммуникационных причин, а не из-за симпатии Хрущева советское руководство в свое время приняло решение о передаче ей Крыма в 1954 году.
(Подробности передачи Крыма в состав Украины читайте в публикациях Каким был «подарок Хрущева». Как Украина отстроила Крым. Часть первая и Каким был «подарок Хрущева». Как Украина отстроила Крым. Часть вторая).
Оторванному от Украины, ему даже для того, чтобы выжить как большой военной базе, потребуются систематические мощные вливания из российского федерального бюджета. А возможности последнего ограничены, как и мотивация тратиться на уже полученный кусок.
Надеяться на превращение полуострова в образцово-показательную витрину «Русского мира», похоже, бесполезно: из 373 млрд руб., предусмотренных на 2015-й целевой программой по развитию Крыма, теперь он получит только около 100 млрд руб., а остальные (не факт) — в последующие годы. Причем если на время аннексии речь шла о почти $11 млрд, то теперь — о менее $2 млрд. И нет никаких гарантий, что и эти выплаты еще больше не обесценятся либо не будут урезаны в условиях дальнейшего углубления в России бюджетного кризиса.
—
Александр Крамар, опубликовано в издании Тиждень.UA