Версия для печати
Обеспеченность лекарствами для онкобольных в этом году составляет лишь 9,6%, для ВИЧ-инфицированных — 12,1%, для больных гепатитом — 13,5%. Зато депутаты «зарубили» передачу госзакупок лекарств под эгиду ВОЗ, ЮНИСЕФ и других международных неприбыльных организаций. Вопросы — к Блоку Петра Порошенко.
На прошлой неделе комитет по вопросам налоговой и таможенной политики фактически кастрировал возможность закупки лекарств международными организациями для смертельно больных украинцев.
Так, комитет завалил проект закона № 2151. Он является неотъемлемой частью пакета законопроектов о передаче государственных закупок лекарств под эгиду ВОЗ, ЮНИСЕФ и других международных неприбыльных организаций, которые закупают лекарства и вакцины для правительств более чем 100 стран мира.
Суть законопроекта заключается в освобождении лекарств и вакцин от недавно наложенного 7%-го НДС и 5%-го фискального импортного сбора. Эти препараты будут закупаться международными некоммерческими организациями за счет госбюджета Украины.
Очевидно, увидев законопроект № 2151 на заседании комитета впервые и не успев ознакомиться с идеей и текстом, его некоторые представители выразили свои спонтанные страхи и опасения.
Например, что законопроект № 2151 снимет 7% НДС не только на жизненно важные лекарства, но и, например ... на ушные палочки. Аргумент, что эти предметы гигиены не входит в государственные программы для лечения таких страшных болезней, как туберкулез, СПИД, гепатит, и на основании которых будет формироваться перечень лекарственных средств, что будут закупаться Минздравом, — успешно проигнорирован.
К сожалению, на сайте профильного комитета до сих пор нет информации относительно рассмотрения этого законопроекта. Собственно, как нет его и в перечне законопроектов, в подготовке которых комитет признан главным.
Также профильный комитет называет этот законопроект не только коррупционным — и неважно, что он получил положительное заключение профильного Комитета по противодействию коррупции — но и «налогово дискриминационным».
Впрочем, они, наверное, не в курсе, что прецеденты подобных норм уже работают в Украине и были утверждены ими самими чуть раньше.
Так, например, согласно 26-му пункту подраздела 2 раздела ХХ Налогового кодекса, от НДС освобождаются операции по ввозу на таможенную территорию Украины товаров в рамках выполнения программ Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией в Украине.
Порядок ввоза и порядок поставки указанных выше товаров и услуг утвержден постановлением Кабмина № 284 от 17 апреля 2013 года.
Проигнорирован был и еще один важный аргумент: международные некоммерческие организации не являются плательщиками налогов априори.
То есть теперь непонятно: кто будет платить эти налоги вместо них. И — если это Минздрав, то зачем это перекладывание денег из одного кармана в другой?
Получается, что государство само себе выделяет средства (в совершенно недостаточном количестве) и само себя еще дополнительно облагает налогами, забирая при этом крохи средств на лекарства у тяжело больных пациентов. Где логика?
Возможен и другой сценарий: Налоговый комитет во главе с депутатом Насировым (Роман Насиров, Блок Петра Порошенко, фигурант ряда громких скандалов — А) нарочно делает все, чтобы завалить передачу закупок «международникам». Ведь оплата НДС и других налогов значительно усложнит эту возможность. И нужно будет все равно искать, кто сможет платить налоги за неприбыльные международные организации — то ли Минздрав, то ли кто-то другой, — и искать новые варианты урегулирования этой нормы.
Если не найдут вовремя, то в этом году могут физически не успеть закупить лекарства.
Интересно и то, что Государственная фискальная служба совсем не в курсе, что в нашей стране действует Государственный реестр лекарственных средств, на основании которого формируется межведомственная база лекарств. Именно ею пользуется таможня во время проведения таможенного контроля при ввозе лекарственных средств и медицинских изделий в Украину.
Именно этот реестр, согласно законопроекту, станет тем инструментом, который поможет таможне определить, какие товары — облагать НДС, а какие — нет, потому что это важный социальный груз. Обидно, но даже Минздраву, который клялся, что такой список есть в государстве, и оно им пользуются, представительница ДФС не поверила.
Однако, самый важный аргумент эти умные и образованные мужчины и женщины так и не поняли.
Они на самом деле не понимают, что в каждом цивилизованном европейском государстве жадность на медицинскую помощь выливается в сотни раз дороже, чем качественная медицина с самого начала. Ведь согласно очень простой арифметике, государству всегда дешевле пролечить больных людей — чем, за неимением средств, сделать этих людей инвалидами, не давая им столь необходимые лекарства, и затем содержать их за государственный счет всю жизнь в качестве инвалидов.
Дешевле выделить 6.000 гривен в год , чтобы пролечить одного ВИЧ-инфицированного украинца, чем потом, в придачу к этим шести тысячам, платить ему еще льготы в качестве пенсии для инвалида.
Гораздо дешевле в этом году пролечить туберкулез одному пациенту, чем, лишив его лекарств, иметь эпидемию мультирезистентного туберкулеза в следующем году — ведь лечение одного пациента с мультирезистентной формой туберкулеза обойдется в 100 (!!) раз дороже, чем лечение одного больного «обычным» туберкулез.
Но, судя по риторике и результатам работы комитета и Минфина, можно будет таки посоветовать Минздраву в этом году лечить СПИД ушными палочками. Потому что с существующим бюджетом — он вследствие девальвации гривны был урезан почти втрое, и дополнительного НДС на лекарства — на закупку жизненно важных лекарств Минздрав, пожалуй, лишь ушные палочки и сможет себе позволить.
Ведь обеспеченность лекарствами для онкобольных в этом году составляет лишь 9,6%, для ВИЧ-инфицированных — 12,1%, для больных гепатитом — 13,5%!
И вместо того, чтобы хоть как-то снизить стоимость препаратов, которая в этом году подскочила втрое вследствие девальвации гривны, Минфин и компания даже не собираются облегчить участь наших пациентов, отменив, по крайней мере, 12% налогов и сборов, а следовательно — спасая тысячи жизней тяжело больным.
Вместо этого советует нам, представителям пациентов — искать альтернативные пути обеспечения лекарствами граждан.
Фактически, посылая людей на верную смерть ...
—
Александра Устинова, общественный активист, БФ «Пациенты Украины», «Центр противодействия коррупции», опубликовано в издании Украинская правда
P.S. Причина «торпедирования» самой идеи поставок медикаментов и медпрепаратов в Украину по линии ВОЗ и ЮНИСЕФ в том, что традиционные их поставщики в Украину из числа компаний, входящих в так называемую «аптечную мафию», в результате потеряют миллиарды гривен доходов. «Аптечная мафия» как при В. Януковиче, так и при П. Порошенко контролирует закупки по линии Министерство здравоохранения, и «чужаков» к государственной «кормушке» не допускает. Не смотря на публичные обещания и Президента Украины, и нового министра здравоохранения передать ВОЗ, ЮНИСЕФ и прочим неприбыльным международным организациям поставку жизненно важных медикаментов в Украину (по ценам, значительно ниже, чем предлагаую фирмы из пула «аптечной мафии»), воз и ныне там. В то же время эта самая «аптечная мафия» представлена депутатами от Блока Петра Порошенко в парламенте и их же ставленниками в Кабмине, в частности — в Минздраве. В результате позорная, коррупционного свойства проблема, разрешить которую можно было за месяц-два, не решается на протяжении года «новой власти» и девяти месяцев правления нового президента.