Ритуальное использование священных растений имело своей целью не временное повышение жизненного тонуса, а полную трансформацию.
Коренное население Мезоамерики (регион в центральной Америке) до прихода европейцев активно использовало психоделические наркотики в медицине и религиозных ритуалах. А в некоторых регионах используется в народной медицине до сих пор.
Фото: Wikipedia
Територия Мезоамерики
"Судороги, мигрень, депрессия и другие расстройства неврологического и психического здоровья рассматривались в контексте ритуальных церемоний с использованием этих препаратов", - говорит автор доклада в Livescience испанский ученый Хавьер Карод-Артал.
По индейским верованиям, для того чтобы исцелить человека от болезни шаман может давать галлюциногенное снадобье больному, может употреблять его сам, или же оба, и шаман и больной употребляют снадобье. Другими словами, понятие лекарства в индейском мировоззрении отличалось от европейского, его мог принимать как сам больной, так и врач.
Кадр из фильма Апокалипто
Для определения причины недуга и способа лечения использовались галлюцинаторные видения. Часто применяли стимуляцию чувствительности, когда музыка, благовония и танцы становились частью ритуального действа. Помимо энтеогенных растений у ацтеков была впечатляющая фармакология, связанная с другими растениями, включая целые ботанические сады. Пациенты свободно получали растения каждый раз, когда они приходили вновь и рассказывали жрецу о том, как проходит лечение их болезни.
Ниже представлены наиболее распространенные препараты.
Бальче́ и ритуальные клизмы
Цивилизация Майя, существовавшая между 250 годом до 900 годом нашей эры, использовала опьяняющий напиток бальче во время сеансов общения с духами.
Напиток изготовлялся путем смешивания коры растения Lonchocarpus longistylus с медом. Мед производили пчелы которые питались растением, имевшим в своем составе алкалоид LSA, близкий к ЛСД.
Фото: visitmexico.com
Процесс приготовления напитка
Для более сильного эффекта майя использовали также ритуальные клизмы, ускоряющие всасывания вещества, а также раскуривали табак.
Во время подобных сеансов расширения сознания они входили в транс, в котором, как им казалось, они могли видеть духов, будущее, умерших предков и так далее.
Священные грибы
Народности Мезоамерики использовали по меньшей мере 54 вида галлюциногенных грибов рода Псилоцибе. Псилоцибин являет собой психоделик, способный вызвать сильнейшее переживание, схожее с ЛСД, но более "естественное" и "сакральное".
Фото: Psyplants
Гриб Псилоцибе Мексикана
Религиозные практики с использованием грибов берет начало по меньшей мере три с половиной тысячи лет назад.
"Сьевший такие грибы человек наблюдает видения и переживает ощущения, не поддающееся вербальному описанию", - говорит ученый.
Индейцы считали, что гриб разговаривает с человеком и через состояние интоксикации открывает ему свои тайны.
Галлюциногенные кактусы
Следующий источник расширения сознания в Мезоамерике был кактус пейот, имеющий в составе более 60 галлюциногенных веществ. Из него синтезировали известный ныне мескалин.
Фото: Taboodada
Шаман во время ритуала с использованием кактусов
Коренные племена начали использовать психоделические свойства кактусов более чем пять тысяч лет назад.
Человек под воздействием пейота наблюдает калейдоскоп видений, а также по-другому ощущает время и пространство.
Сборщиков пейота индейцы именовали Пейотеро, и перед каждым действием они проходили специальный ритуал очищения.
Фото: Wikipadia
Кактус Пейот
Индейцы употребляли кактус пейот во время священной церемонии, когда звучали "пейотные песни" под звуки водяных барабанов и трещоток из тыкв: каждый человек на церемонии поет четыре песни четыре раза, а главенствующий брухо (шаман) исполняет четыре особые песни: открытие церемонии, ночная вода, песня рассвета и закрытия ритуала. В основном, почти все песни не несут смысловой нагрузки.
Препараты из кожи лягушек рода Bufo
Фото: Dreamstime
Лягушка Bufo
Майя смешивали табак с высушенной кожей лягушек Bufo, а затем в алкогольные напитки, что усиливало психоделический эффект. Также, нюхательный порошок из семян (или напиток) применяли воины индейских племен в качестве психостимулятора перед боем.
"Трава Дьявола"
Дурман, или "трава Дьявола" также использовался индейцами в течении столетий как обезбаливающее, так и во время ритуалов.
Фото: Wikipedia
Дурман
Следует отметить, что ритуальное использование священных растений имело своей целью не временное повышение жизненного тонуса, а полную трансформацию личности. Человек отправлялся в визионерское путешествие не для того, чтобы сбежать в мир фантазий, а чтобы увидеть и познать конечные тайны бытия, скрытые от непосвященного взгляда. Каждое такое путешествие, как считали индейцы, было санкционировано Свыше.