Как Россия присваивала культурное наследие Украины: из истории грабежа и вывоза
Это было целенаправленное и систематическое обескровливание украинского народа, присвоение его истории и культурного наследия.
Судьба украинских культурных ценностей в России является одной из самых болезненных страниц отечественной истории, отмечает "День". Она связана с той духовной данью, которую Украине приходилось платить в течение многих веков имперского господства над ее территорией и над ее народом через колонизаторскую централистическую политику сначала Российской империи, а впоследствии и империи советской, которая в виде бывшего СССР продолжила вывозить украинское культурное наследие в бывшие имперские столицы - Москву и Петербург.
Это было целенаправленное и систематическое обескровливание украинского народа, присвоение его истории и культурного наследия. Формы и методы такого циничного грабежа оставались практически неизменными на протяжении всего времени пребывания Украины под гнетом российского имперского сапога. И конкретные факты это подтверждают безоговорочно и однозначно.
На эту тему: В Почаевской Лавре комиссия не досчиталась 16 культурных ценностей
1. В КОГТЯХ ДВУГЛАВОГО ОРЛА
Перемещение и потери культурных ценностей с современной территории Украины были историческим явлением, присущим разным историческим эпохам и периодам. Зафиксированные в письменных источниках факты указывают на широкий круг обстоятельств, при которых происходил их вывоз или и физическое уничтожение. Украинская история сохранила немало примеров того, как уже в древние времена обычной практикой было грабеж и вывоз выдающихся реликвий в результате бесконечных войн и сражений. Так, одна из крупнейших мировых православных реликвий - Вышгородская икона Божьей матери - была вывезена из пригорода Киева и попала на современную территорию России еще в XII в. Ее привезли в Киев в 1129 или 1130 году, в период правления великого князя киевского Мстислава Великого, и установили в монастырской церкви Вышгорода, где находилась великокняжеская загородная резиденция. В 1155 г. сын Юрия Долгорукого, владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский во время нападения на Киев разрушил часть Вышгорода и, ограбив его, помимо прочего похитил эту икону и вывез ее сначала в свою резиденцию - в село Боголюбово, а позже - во Владимир-на-Клязьме, где она стала главной святыней построенного Боголюбским Успенского собора. Впоследствии икона Вышгородской Божьей матери была перевезена в Москву под названием Владимирской иконы Божьей матери и находится там до сих пор.
Многие древности становились жертвами невежества и бескультурья в отношении к ним. Так, у города Путивль, который с 1500 г. относился к территориям, контролируемым Московским царством, в 1626 г. в древнем кургане в результате грабительских раскопок было выкопано большое количество золотых и серебряных предметов, вероятно I в. нашей эры. Все найденные артефакты были переплавлены в золотые и серебряные слитки, которые передали «на церковное строительство».
Но особенно значительные потери культурных ценностей были нанесены Украине Московским царством, а впоследствии Российской империей.
Еще во второй половине XV в. основой официальной идеологии московских царей стала идея «киевского наследия», которая заключалась в декларировании наследственных семейных связей московских царей с Великим князем Киевским Владимиром Мономахом (1053 -1125). Несмотря на ее необоснованность и мифически-легендарный характер, Москва начинает настойчиво претендовать на земли бывшей Киевской Руси - могущественного средневекового государства с центром в Киеве, занимавшего земли от Северного до Черного морей. Удобное время для реализации московских замыслов наступило во время войны украинцев за освобождение из-под власти Польши в середине XVII в., когда украинский гетман Богдан Хмельницкий официально обратился за помощью к московскому царю и в январе 1654 на совете в Переяславе было принято решение о переходе Украины под его протекторат на основе широкой автономии украинцев. Однако, отвергнув свои обязательства, Московия развернула целенаправленное наступление на их права и свободы, на полную ликвидацию автономии Украины. Попытки украинцев получить свободу жестоко подавлялись.
ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНЫЙ ШЕДЕВР — ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. В СЕРЕДИНЕ ХII ВЕКАХ БЫЛА ЗАХВАЧЕНА СЕВЕРНЫМИ СОСЕДЯМИ, А ВПОСЛЕДСТВИИ ПОИМЕНОВАННАЯ В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ «ВЛАДИМИРСКОЙ» ИКОНОЙ
Многовековые политические и экономические притеснения Украины дополнялись ограничениями и преследованиями украинского языка и культуры, что имело целью не только полное поглощение украинских земель империей, но и нивелирование базовых признаков аутентичности и самобытности украинского народа и его денационализацию, колонизацию и ассимиляцию. Еще в 1718—1721 годах царь Петр I издал указы, запрещавшие печатание в Украине любой литературы, кроме религиозной. При этом религиозные книги должны были печататься по российским образцам, «дабы никакой розни и особого наречия в оных не было». Эта политика получила новый импульс в 1863 году, когда был издан известный циркуляр министра внутренних дел России Валуева, одобренный императором, где провозглашалось: никакого украинского языка «не было, нет и быть не может». Запреты книгопечатания на украинском языке и ввоза украинских книг из-за границы, другие дискриминационные действия вытекали также из указов 1876, 1894, 1895, 1905 годов. А во время проведения в Киеве археологического съезда было разрешено читать доклады на всех славянских языках, кроме украинского.
На эту тему: Крымские оккупанты похвастались, что сумели забрать из Киева и Одессы шедевры Айвазовского
Украинское культурное наследие рассматривалось только через призму усиления великороссийского влияния. В имперской битве за «киевское наследие» Российская империя стремилась присвоить себе историю Киевской Руси, в то же время пытаясь отсечь от нее украинцев. С помощью простой формулы «Русь - это Россия и русские» украинскому этносу не находилось места ни как наследнику истории и культуры Киевской Руси, ни после нее на территориях, где он изначально проживал на протяжении многих веков. Для этого была развернута борьба за наследование культуры Украины, олицетворявшей тождество украинского народа, в частности за памятники старины и искусства как материальные свидетельства истории его развития. Показателен лозунг, под которым представители российской власти пытались направлять деятельность Подольского епархиального статистического комитета: «...Это доказательство в памятниках нашей страны, которые с укором будут им говорить: не трогай - это российское».
Этот процесс стал составной частью и одним из основных инструментов формирования имперской политики с самого начала. Создание и наполнение фондов многих крупнейших музеев, архивов и библиотек Москвы и Петербурга стало возможным только благодаря систематическому обескровливанию культурного наследия многих народов, вовлеченных в орбиту российского. Множество подтверждений тому имеет история Украины. Ее культурные и исторические ценности, как огромной губкой, поглощались столицами метрополии - Москвой и Петербургом. Это происходило различными путями.
Пытаясь подавить сопротивление украинцев во главе с гетманом Иваном Мазепой российской экспансии, царь Петр I ввел на территории Украины режим жестокого террора. Современник тех событий немецкий деятель Вебер в своих воспоминаниях отметил: «Московский генерал Меньшиков принес на Украину все ужасы мести и войны. Все друзья Мазепы бесчестно казнены. Украина залита кровью, разрушена грабежами и являет везде страшную картину варварства победителей». Цивилизованная Европа была шокирована зверствами российской армии в гетманской резиденции - Батурине, который, по свидетельству английского посла лорда Ч. Витворта, «был взят и сожжен, и более семи тысяч человек были убиты независимо от возраста и пола». При этом были полностью разграблены огромные коллекции древностей и книжное собрание Мазепы, о которых француз Жак Балюз после встречи с гетманом писал: «Он показал мне коллекцию оружия, одну из лучших, которые я видел в жизни, а также отборную библиотеку, где на каждом шагу видны латинские книги». Известно, что в дальнейшем упомянутая коллекция оружия составила основу частной коллекции Меньшикова, которая размещалась в его дворце на набережной р. Невы в Санкт-Петербурге.
Здесь же, в домовой церкви князя, находились серебряный крест с именем легендарного украинского гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного, серебряная дарохранительница, два Евангелия - львовской печати 1644 г. и печати 1698 г. - в драгоценных окладах и два позолоченных венца. Впоследствии эти вещи находились в расположенном в доме Меньшикова Первом Кадетском корпусе, откуда попали частично в Эрмитаж, частично в другие музеи Петербурга. Захват и разрушение Запорожской Сечи в 1709 г. также сопровождалось перевозкой в ?? Москву и Петербург как трофеев казацких клейнодов: в официальных документах упоминаются 13 флагов и более 60 пушек. Такая же участь постигла реликвии казацкой церкви на Сечи - по данным источников, российская армия захватила и вывезла из нее «иконостас резной с царскими вратами и с поставными иконами, и с деисусом и с другими поставочными иконами, которые написаны на досках и на полотнах... Три креста железных больших из церкви... святое Евангелие, в ящик не в обложках...»
Новый коварный захват и разрушение Запорожской Сечи по приказу российской императрицы Екатерины II в 1775 (именно тогда, когда украинские казаки участвовали в российско-турецкой войне на стороне России) вновь обозначились разграблением и вывозом казацких клейнодов в Москву и Петербург. Тогда особенно «отличился» князь Потемкин, приобщивший к награбленному имуществу еще и реликвии сечевой церкви, в которой, по традиции, хранились казацкие клейноды. Впоследствии часть захваченных клейнодов (14 флагов и хоругвей) попала к его управляющему, после смерти вдовы которого в 1829г. — в петербургский Царскосельский Арсенал. Оттуда они со временем были переданы в Эрмитаж. «Теперь эти клейноды, дорогие для всей Украины, находятся в Эрмитаже, яко пасынки этого чрезвычайно большого и важного хозяина. Никому не нужные, запыленные, висят они на стенах прихожей средневекового отдела Эрмитажа», — так впоследствии писал о них известный украинский исследователь М. Макаренко в 1924 г.
Начало организованного и целенаправленного поиска предметов старины и исторических документов на территории Московского царства и созданной на его основе Российской империи приходится на первую половину XVIII века. Попытки российского царя Петра I следовать опыту Западной Европы в создании коллекций музейного характера положили начало процессам централизованного и систематического сбора предметов старины со всех частей вновь империи. Императорскими указами и распоряжениями имперских институтов была создана четкая система изъятия культурных ценностей в столицы метрополии.
В частности, среди первых таких актов известный указ Петра I 1702 об изъятии из арсеналов города и Батурина захваченных «у султанов турецких и в королей польского и свейского на боях» пушек, которые долны были «в Москве в новостроеном Цехаузе для памяти и на вечную славу поставить». А в 1707 году ему были отправлены монеты из клада, найденного в Киеве. Характерным было содержание указа Петра I Сенату от 16 октября 1720, которым поручалось «послать нарочных во все монастыри, обретающие в российском государстве, для осмотрения в оных и забрания древних жалованных грамот и других куриозных писем оригиналных, также книг гисторических, рукописных и печатных, какие где ко известию потребные найдутся».
Эта практика была продолжена преемницами Петра I — российскими императрицами, особенно Екатерина II, которая выявление и вывоз в Петербург и Москву предметов старины, архивных документов, древних летописей, инкунабул и старопечатных книг сделала инструментом системной политики по укреплению российского самодержавия, элементом которой стала фальсификация российской истории и истории украинского народа. Во время своих путешествий по территории Украины Екатерина II лично просматривала церковные и монастырские собрания документов, рукописей и старинных книг и забирала из них те, которые считала нужными для перевозки в Петербург. Особенно интересовали ее украинские летописи, что подтверждает приказ генерал-губернатора 1794 года, с поручением «употребить ко благождению ее императорского величества все зависящее от вас старание к отысканию и поручению из домов и партикулярных рук летописей и особенно родословных ...».
Особенно значительные масштабы вывоз культурных ценностей из Украины приобрел с конца XVIII — начала XIX века, когда внимание общественности и ученых привлекли сокровища скифских курганов, древнеславянские и древнерусские предметы старины. В 1763 году по приказу генерал-губернатора Новороссийского края (южная часть Украины) А. Мельгунова был по-грабительски изувечен скифский курган Красная (или Литая) Могила. Выявленные вещи, впоследствии получившие название «мельгуновского сокровища» (золотая царская диадема, оковка рукояти и ножен меча, золотые украшения одеяния VII — начала VI в. до н.э.) были подарены императрице Екатерине II и впоследствии вошли в основанный ею императорский Эрмитаж.
Роль катализатора в этом процессе сыграла созданная в 1859 г. Императорская Археологическая комиссия, которая стала главным центром организации археологических исследований на территории империи и решала судьбу находок. В уставе Комиссии значилось: «Самые ценные из вещей, открытых Комиссией или поступающих к ней, представляются на рассмотрение государю императору и по велению его императорского величества поступают в императорский музей Эрмитаж или в другие высочайше назначенные места».
На эту тему: Наступление на память: уникальный институт реставрации во Львове под угрозой закрытия
Так, в Эрмитаж и Русский музей в Петербурге, Оружейную палату, Исторический музей в Москве попали все ценные скифские, славянские и древнеруськие предметы старины, открытые на Киевщине, Полтавщине, Екатеринославщине, Черниговщине и в других регионах Украины. К таким находкам относятся сокровища скифского кургана Чертомлык (около современного Никополя), среди которых — всемирно известная серебряная амфора с изображением скифов, укрощающих диких лошадей. В 1912-1913 годах на территории современной Запорожской области был раскопан «царский» скифский курган Солоха, находки из которого поразили весь мир. Достаточно лишь вспомнить золотые гребень, фиалу и украшенный серебряной пластиной горит. Находки из кургана оказались в петербургском Эрмитаже.
Самый богатый за всю историю Российской империи, а затем и СССР Перещепинский клад, найденный в 1912 у села Малая Перещепина (современная Полтавская область), состоял из золотых (вес около 25 кг) и серебряных (около 50 кг) вещей — блюда, вазы, бокалы, амфора, ритон, чаша, византийские монеты VII в., браслеты, перстни, гривна, меч в золотых ножнах. Все эти выдающиеся памятники так же хранятся в фондах Эрмитажа. В 1905 г. у с. Ивахненко Лохвицкого уезда Полтавской губернии (ныне с. Яхники Оржицкого района Полтавской области) в урочище Скляровщина на поле казака Сергиенко был найден большой клад серебряных украшений конца IX — нач. Х в. из нескольких десятков предметов и их фрагментов. Клад был отправлен в Петербург в Императорскую Археологическую комиссию, которая, в свою очередь, передала его в полном объеме в Исторический музей в Москве, где он хранится до сих пор.
Аналогичная судьба постигла и львиную долю найденных в течение XIX — нач. ХХ в. в Киеве древнеруських кладов (укажем лишь на сокровища 1827, 1876, 1880, 1885, 1894, 1910-1912 гг.), которые были вывезены в Москву и Петербург. Кроме археологических находок, в Москву и Петербург массово вывозились украинские летописи и старопечатные книги, архивы советских и религиозных учреждений, выдающихся деятелей. Например, в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Петербурге хранится оригинал выдающегося памятника украинской истории и культуры — казацкая летопись Величко XVII — нач. XVIII в.
В российской империи был основан такой путь вывоза из Украины культурных ценностей, как невозвращение с выставок переданных на них предметов старины и искусства. В частности, еще в 1871-1872 годах из Киева на Московскую политехническую выставку были вывезены старинные пушки Киевской крепости. После завершения выставки их не вернули обратно. Эти памятники были переданы в Артиллерийский музей в Петербурге, где они находятся и сейчас.
События Первой мировой войны, кроме значительных человеческих потерь, уничтожения и повреждения сооружений и имущества различного характера привели также к значительным потерям культурных ценностей. Украинские земли входили в состав противоположных воюющих сторон. Каждая из них вывозила памятники истории и культуры за их пределы. Но особенно большие потери культурным ценностям Украины во время Первой мировой войны были нанесены российской армией и действиями российского правительства в целом.
Так, во время наступления российских войск на территории Галичины и Буковины в составе российской армии действовали специальные эксперты, которые целенаправленно отбирали музейные, архивные и библиотечные сборники, отдельные предметы старины и искусства. Значительная часть этих исторических и художественных памятников была вывезена в Россию и попала в Москву, Петербург и другие крупные российские города. В том числе, при оккупации Галичины, которая до войны входила в состав Австро-Венгрии, из Петрограда во Львов прибыл уполномоченный от Российской Академии наук профессор Е. Шмурко, который имел чрезвычайные полномочия и задачи находить ценные исторические памятники и отправлять их в Россию. Российские специалисты проводили описания, инвентаризацию фондов, готовили к отправке в Россию многие ценные экспонаты. Среди них — личные вещи известных украинских деятелей, старинные иконы, рукописи, старопечатные книги, предметы искусства, нумизматические коллекции, археологические находки и сокровища.
БОРОДИНСКОЕ СОКРОВИЩЕ — КЛАД, НАЙДЕННЫЙ В 1912 Г. БЛИЗ ГОРОДКА БОРОДИНО В ОДЕССКОЙ ОБЛАСТИ. ДАТИРУЕТСЯ 2 ТЫС. ДО Н. Э. В СОСТАВЕ КЛАДА ИЗДЕЛИЯ ИЗ ЗОЛОТА, СЕРЕБРА, БРОНЗЫ, РЕДКИХ ПОРОД НЕФРИТА И ТАЛЬКА. ТЕПЕРЬ СОКРОВИЩЕ НАХОДИТСЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ МУЗЕЕ В МОСКВЕ. СОКРОВИЩЕ ИМЕЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ ИСТОРИЧЕСКУЮ ЦЕННОСТЬ КАК СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО МЕЖДУ ПАМЯТНИКАМИ БРОНЗОВОГО ВЕКА СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ И ПОЧТИ ВСЕЙ ЕВРАЗИИ
Российскими военными был арестован и отправлен в глубь России выдающийся украинский церковный и культурный деятель Галичины митрополит Андрей Шептицкий. При этом во время обыска у него были конфискованы и вывезены в Петроград несколько сундуков с историческими документами, которые он собирал на протяжении многих лет. Оказалась разграбленной библиотека «Академической общественности» — редкие украинские старопечатные книги, рукописи, картины безжалостно уничтожались российскими солдатами, зачастую их просто сжигали, разводя на улицах гигантские костры. В Перемышле профессор Шмурко изъял и доставил в Петроград легендарную митру папы Иннокентия IV, присланную князю Даниилу Романовичу Галицкому на коронацию королем Руських земель в 1253 году. С участием львовских «москвофилов», из Львова в Ростов российскими военными был отправлен грандиозный музей Львовской Ставропигии вместе с библиотекой, которые на протяжении длительного времени собирались Галицкими митрополитами.
На эту тему: Дело «скифского золота»: красные линии
«Таким образом Украина лишалась именно того, что дает ее народу национальное лицо, теряла свои сокровища, теряла навсегда», — отмечал в начале ХХ в. известный ученый, один из самых авторитетных хранителей украинской старины Николай Биляшивский. Сложно еще что-то прибавить к его словам.
—
Сергей Кот, кандидат исторических наук; опубликовано в издании День
|