Версия для печати
Четыре дня «братья» из РФ готовились к расстрелу украинских войск под Иловайском.
25 августа у села Зеркальное Авмросиевского района Донецкой области наши войска захватили 10 российских десантников. Что они делали в нескольких километрах от государственной границы в глубоком украинском тылу, никто из отечественных руководителей точно не объяснил, и до сих пор не считает нужным это сделать.
Если посмотреть на абсолютно честные схемы информационно-аналитического центра СНБО по 20-е числа августа, то действительно складывается впечатление: подразделений РФ под Зеркальной быть никак не могло. Иначе им пришлось бы прорываться с боями через блокпосты ВСУ.
Впрочем, когда мы заметим, что КПП «Мариновка» был захвачен сепаратистами и российскими отрядами еще 13 августа, а «Успенка» — несколько дней спустя, то все станет на свои места.
В тему: Мариновка: стратегическая ошибка с фатальными последствиями
Однако войска РФ заходили в Украину не сразу после захвата КПП «Успенка». Сначала территорию от Мариновки до Иловайска зачищали разведывательно-диверсионные отряды врага. Уже 15 августа в интернете появился видеоролик с уничтоженной в большом количестве украинской военной техникой в селе Степановка, где была база нашей 30-й механизированной бригады. Примерно тогда же, 13-17 августа, южнее и севернее села Амвросиевка (где был штаб сектора Д) начали исчезать машины с военнослужащими. Только за эти дни в местном «бермудском треугольнике» затерялось около 20 военнослужащих. Их судьба до сих пор неизвестна, но документы пропавших без вести появились на сайтах «ДНР» уже 24-25 августа.
Подразделения украинских войск из сектора Д фактически оставались только в Кутейниково, Амвросиевке и на Саур-могиле, тогда как территория вокруг постепенно переходила под контроль диверсионных отрядов, которые планомерно выжимали наши блокпосты.
В тему: К убийству украинцев все готово. О том, что происходит на границе России и Украины
19 августа отряды сепаратистов начали штурм Саур-могилы, но его отбила небольшой гарнизон (не более 40 бойцов). 22-го атаки на гору был возобновлены, причем перед этим с российской территории был нанесен мощный артиллерийский удар, в результате которого мемориальная стела в честь советских солдат, воевавших там во время Второй мировой войны, рухнула как карточный домик.
Отряды сепаратистов наступали при поддержке двух танков. Штурм был отбит. Двое воинов гарнизона получили ранения, один — контузию. Темур Юлдашев после ранения головы перестал видеть. Пострадавших перенесли в подвал бывшей кафешки рядом с мемориалом, перекрытия которого надежно защищали от бомбардировки. К счастью, в последующие два дня атак на Саур-могилу не было.
Но и эвакуировать раненых те, кто оставался в тылу, почему-то не спешили. В нескольких километрах на восток, за селом Петровское, стояли подразделения 51-й мехбригады, но защитникам горы они не оказывали никакой помощи. К Саур-могиле пытались пробиться 17 спецназовцев из 3-го полка и подразделения 2-го батальона теробороны «Горынь», однако им помешал противник.
Между тем российские войска еще с 17 августа (как утверждали пленные десантники) готовились к «учениям» на территории Донбасса. Десантникам было приказано закрасить номера на боевых машинах и нарисовать белые круги (точки). В ночь с 23 на 24 августа подразделения 98-й воздушно-десантной дивизии РФ (а может, и другие войска) прошли через КПП «Мариновка» в район Иловайска полями примерно по маршруту: Мариновка — Степановка — Мануйловка — Большая Шишовка — Русско-Орловка — Покровка — Иловайск. Чтобы максимально обеспечить и скрыть это движение, диверсионные отряды сепаратистов передвигались параллельно колонне, прикрывая ее со стороны украинских войск. Например, когда россияне проходили Мануйловку, диверсионные отряды занимали село Петровское к югу от нее.
Прибыв утром 24 августа в Иловайск, войска РФ сразу вступили в бой с украинскими частями, которые там находились. Так, в железнодорожное депо, где стояли подразделения батальонов «Миротворец» и «Херсон», въехал танк Т-72 без опознавательных знаков с замазанными цифрами (белый круг, вероятно, нанести не успели), который сразу обстрелял ... позиции сепаратистов. Затем, разобравшись в ситуации, танкисты развернули башню в сторону депо.
Между тем российские десантники вместе с диверсионными отрядами начали планомерно занимать территорию, продолжая движение на юг в Старобешево и Кутейниково. Собственно, во время этой операции наши войска и захватили 10 российских десантников.
Но до фатального 29 августа, когда в «зеленом коридоре» были расстреляны колонны с украинскими бойцами, отступавших из Иловайска, оставалось еще несколько дней. Что делали российские подразделения все это время?
В тему: Андрей Левус: «Успешная постреволюционная Украина — это крах российского проекта»
Чтобы ответить на этот вопрос, надо было в сентябре попасть в поля Амвросиевского или Старобешевского района и воочию увидеть яркие следы пребывания россиян: горы бытового мусора, стреляных гильз, ящиков из-под боеприпасов.
К примеру, между селом Чумаки и хутором Горбатенко есть большое поле с тремя сожженными КамАЗами посередине. Вокруг него — уничтоженная колонна нашей военной и гражданской техники, а также одиночные подбитые бронемашины и грузовики. Через это место пыталась пройти украинская колонна, двигаясь по «зеленому коридору» от сел Многополье и Червоносельское на Старобешево.
Любой из местных жителей мог увидеть истерзанную военную технику, собранную там, и покопаться в ней внутри. Упомянутые КамАЗы заметно отличаются от остальных машин. На дверях грузовиков, несмотря на то, что они обгорели, заметны следы от плохо нарисованных белых кругов.
Вокруг пакеты с надписью «Военторг. Индивидуальный рацион питания», рваный камуфляж Вооруженных сил РФ «цифра», десантные тельняшки, прочийе бытовой мусор российского производства. В частности, немало бутылок от воды «Зеленый городок» («освящен архиепископом Ивановским и Кинешемским Амвросием»), производитель — ООО «Живая вода», Россия, Ивановская область, поселок Ломы.
Тут же на поле множество ящиков из-под боеприпасов, а также стреляных гильз и артиллерийских боеприпасов, которые были испорченны в момент взрыва грузовиков. На гильзах четко обозначено тип и калибр «Уменьшенный Ж10А 122-Д30». Это от снаряда, которым стреляют из дальнобойной 122-миллиметровой пушки Д-30.
В армии Российской Федерации гаубицы Д-30 были официально сняты с вооружения в начале 2013 года. По крайней мере, так написано в открытых источниках. Но это не совсем соответствует действительности: во время перевооружения армии РФ Д-30 как легкие гаубицы сохранили в воздушно-десантных частях.
Рядом с КамАЗами визуально можно было определить позиции 12 или 13 орудий. В одной из сожженных машин неожиданно обнаружили несколько документов, которые однозначно свидетельствуют о принадлежности орудий и грузовиков. Это «Тетрадь для решения задач по стрельбе и управлению огнем и тактике командира 1 гав 2 габатр гаубичного артиллерийского дивизиона войсковой части 62297» и «Формуляр Д-30А № Х545 2 габатр». Если перевести на гражданский язык, то эти документы принадлежали 2-й гаубичной артиллерийской батареи 1065-го гвардейского артиллерийского полка Российской Федерации. В «формуляре» под многими записями стоит подпись командира упомянутой единицы гвардии капитана Любимова:
1065-й гвардейский артиллерийский полк дислоцируется в Костроме и вместе с 217-м и 331-м парашютно-десантными относится к 98-й гвардейской воздушно-десантной Свирской Краснознаменной ордена Кутузова дивизии (штаб в городе Иваново).
Итак, артиллерийский полк относится к тому же соединению, что и захваченные 25 августа нашими войсками 10 российских десантников. Пленные служили в 331-м парашютно-десантном полку. Один из них на допросе, запись которого выложили в интернет (но теперь кто-то удалил ее оттуда), утверждал, что он и его товарищи вошли в Украину в составе батальонно-тактической группы, в которую входили десантники, саперы, разведчики, артиллерийский дивизион и части обеспечения на 30 боевых машинах, 18 самоходно-артилерийских установках (САУ) «Нона» и автотранспортных средствах.
98-я воздушно-десантная дивизия сейчас в процессе перевооружения, но меняют в ней на новые преимущественно БТР и БМД. Артиллерийские системы «Нона» пока остаются советского образца. В 331-м полку их точно 18. То есть в Украину они зашли все.
На вооружении 1065-го артиллерийского полка насчитывается 18 САУ 2С9 «Нона» и 12 гаубиц Д-30. Использовали ли в походе против Украины «Ноны» 1065-го полка, пока сказать трудно. Но гаубицы «зашли» все.
Обычно 331-й и 1065-й полки никогда не «ходят» отдельно от 217-го парашютно-десантного из Иванова (так, например, было во время вторжения в Грузию). Прямых доказательств участия этой части в иловайских событиях пока нет. Но наши военнослужащие, которые находились в плену российских войск 29-31 августа, четко отмечают, что видели десантников как из Костромы, так и из Иваново.
Неподалеку от артиллерийских позиций хорошо построенная линия пехотных укреплений с ходами сообщения и пулеметными гнездами. Здесь тоже российский камуфляж, «военторговские» коробки из-под продуктов и бутылки ивановского разлива. Есть и несколько бутылок из-под воды «Горный родник» (производство «Терское месторождение»), что может свидетельствовать о пребывании здесь, кроме ивановских десантников, каких-то военных с Северного Кавказа.
На краю российских позиций — два подбитых танка Т-72М1 (модернизированные). На башне одного из них — тщательно замазанные краской бортовые номера. Техники такого типа в Украине не было в принципе, потому что ее начали производить уже после распада Советского Союза, а с «навеской» — вообще только в последние годы.
На вооружении 98-й дивизии танков нет вовсе. Но Т-72М1М, уничтоженные на краю позиций десантников РФ, почти такие же, как и тот русский, на котором воевал наш полковник Евгений Сидоренко и принадлежавший к 8-й отдельной механизированной бригаде Вооруженных сил Российской Федерации, дислоцированной в Чечне. Не исключено, что эти танки также принадлежали 8-й или какой-то другой механизированной бригаде с Северного Кавказа и были направлены на подкрепление десантникам.
В тему: Иловайский котел глазами офицера, вышедшего с боем из окружения на трофейном Т-72
Не исключено, что именно 8-я бригада оставила после себя горы деревянных ящиков из-под противотанковых ракетных комплексов: «Фагот», «Шмель», «Муха». Кое-где в этой таре сохранились российские «упаковочные листы» 2005 года. Они подписаны подполковниками Моисеевым, Тиуновым, старшим прапорщиком Кубатовым (начальник хранилища — старший прапорщик Дубнов).
От села Чумаки и далее на восток до Иловайска осталось немало полевых укреплений, построенных российскими войсками. По бутылкам с надписями «Зеленый городок» и «Горный родник» можно легко и почти безошибочно определить, где и какие стояли войска.
В тему: Груз 200: не идентифицирован
Еще одна интересная и большая артиллерийская позиция была южнее села Петровское. Здесь тоже можно наблюдать капитально возведенные позиции для стрелковых подразделений с брустверами и пулеметными гнездами, а также ямами, которые наполняет военно-бытовой мусор.
«Военторговские» упаковки из-под индивидуального питания с надписью «Армия России» (другого типа, чем у десантников) красноречиво свидетельствуют: здесь стояли бойцы восточного соседа. Сразу за линией окопов — целые горы стреляных гильз, если судить по надписям, от 152-миллиметровых гаубиц 2А65 «Мста». Последние находятся на вооружении только сухопутных войск, а следовательно, могут принадлежать мотострелковым или танковым частям.
Позже (а именно 29-30 августа) местные жители рассказывали пленным украинцам, которых удерживали российские военнослужащие, что войска РФ готовились встретить их из Иловайска несколько дней: рыли окопы, сооружали укрепления, даже устанавливали военные городки (их южнее Иловайска не менее четырех).
В частности, один было у Зеркального, где 25 августа захватили упомянутых 10 десантников. Интересно, что перед этим в селе стояло подразделение 51-й бригады Вооруженных сил Украины. К сожалению, отступая оттуда, наши ребята бросили немало техники. А потом туда пришли российские десантники, о чем красноречиво свидетельствуют традиционный «военторговский» бытовой мусор и несколько рваных и окровавленных камуфляжей-«цифр» производства РФ.
Кроме 98-й воздушно-десантной дивизии и 8-й отдельной механизированной бригады, более-менее точно установлено участие в расстреле украинских войск под Иловайском еще двух российских соединений. Одно из них — это 31-я десантно-штурмовая бригада, двое воинов которой были пленены еще во время боев в Иловайске, а видео с ними выложены в интернете.
Вторую часть можно определить пока условно. Речь идет о «курской танковой дивизии» (по словам бойцов батальона «Донбасс»), которая находилась в селе Червоносельское 29 августа, когда туда пробились «донбассовцы». Их встретили огнем ... несколько российских танков Т-80, а захваченные в плен 20-летние солдаты-контрактники говорили, что они из Курска. Очевидно, это было подразделение 1-й отдельной танковой бригады Вооруженных сил РФ. Ее штаб расквартирован в городе Богучар, а один из батальонов (бывший 6-й гвардейский мотострелковый Челябинск-Петраковский Краснознаменный полк) — в Курске. На вооружении этого подразделения действительно есть 13 танков Т-80.
Стоит упомянуть и еще об одной интересной находке: сбитый беспилотник израильского производства № 93, который валялся на поле близ села Новозарьевка. Именно такие летательные аппараты массово закупило российское оборонное ведомство в 2012 году. Позже их скопировали и начали выпускать также на российских предприятиях.
Значительная часть регулярных войск РФ вышла с территории Донбасса примерно в конце августа — начале сентября 2014 года, оставив за собой много мусора, среди которого встречаются и интересные документы.
Большое количество материалов, подтверждающих присутствие российских частей на Донбассе, попало в руки офицеров из Главного управления разведки Вооруженных сил Украины. Но любые просьбы предоставить их для экспонирования в музеях и на выставках почему-то упорно блокирует наше высшее военное руководство. Загадочным образом исчезли из интернета, по меньшей мере, два видео с допросами российских десантников, где были озвучены интересные детали о составе и задачах батальонно-тактической группы 331-го парашютно-десантного полка.
Вообще в последнее время складывается впечатление, что в сокрытии материальных доказательств наличия регулярных войск РФ на Донбассе заинтересована не только Москва...
—
Ярослав Тынченко, опубликовано в издании Тиждень.UA