Версия для печати
Команда исследователей Bellingcat убедительно доказала, что артиллерийские обстрелы украинской территории, направленные против ВСУ, осуществлялись с территории Российской Федерации. Происхождение артиллерийских ударов по позициям украинских военных в восточной Украине с 14 июля по 8 августа 2014 года.
Краткое содержание
Летом 2014 г. украинские военные подразделения, расположенные возле российско-украинской границы, подверглись артиллерийским ударам. С 9 июля по 5 сентября 2014 г. Государственная пограничная служба Украины и Совет национальной безопасности и обороны сообщили о более чем 120 атаках российской артиллерии. В свою очередь, представители России отрицали нанесение каких-либо артиллерийских ударов по Украине со своей территории.
Устойчивый артиллерийский огонь на протяжении первых чисел августа вынудил украинские военные силы оставить сотни километров приграничных территорий без контроля. Спутниковые снимки восточной Украины в Google Earth, датированные июлем, августом и сентябрем 2014 г., позволили исследовательской команде Bellingcat найти доказательства осуществления артиллерийских атак, определить их происхождение и сравнить свой анализ с материалами из местных источников.
Проанализировав спутниковые снимки, а также видеозаписи из социальных сетей, сообщения местных СМИ и меняющуюся карту продолжающегося конфликта, команда исследователей Bellingcat установила существование убедительных доказательств того, что артиллерийские обстрелы украинской территории, направленные против украинских вооруженных сил, были произведены с территории Российской Федерации.
Введение
В июле 2014 г. украинские вооруженные силы перешли в наступление против пророссийских сепаратистов на востоке Украины, в результате чего заняли значительные территории и восстановили контроль над большим участком российско-украинской границы.
Ситуация в восточных регионах Украины от 11 июля 2014. Изображение предоставлено Советом национальной безопасности и обороны Украины.
Тем не менее, утром 11 июля 2014 г. ситуация внезапно изменилась. В результате неожиданных массированных артиллерийских атак на военные части в районе Зеленополья было убито 30 и ранено более 100 солдат. В течение последующих дней и недель расположенные возле границы подразделения подверглись десяткам артиллерийских ударов.
К концу июля 2014 г. массированный артиллерийский огонь привел к потере завоеванных украинской армией позиций и способствовал попаданию некоторых ее частей в окружение. После нескольких недель боев в окружении под постоянными артиллерийскими обстрелами украинские части были вынуждены отойти на запад, оставив значительный участок границы сепаратистам.
Артиллерийские обстрелы украинских сил на приграничной территории стали одним из ключевых факторов, позволивших повернуть конфликт в пользу сепаратистов. Используя глубокий анализ спутниковых изображений и материалов из социальных сетей, данное расследование Bellingcat предоставляет новые доказательства, позволяющие точнее определить происхождение атак на позиции украинских военных.
Методы исследованния и источники
Точкой отсчета для данного расследования Bellingcat послужило распространение обновленных спутниковых снимков Google (спутниковых изображений DigitalGlobe) с территории восточной Украины и приграничных с Россией регионов, с разрешением в 0,5 м в панхроматическим режиме (спутниковые снимки, сделанные в период с 17 июля по 31 августа 2014 г.). Кроме того, команда исследователей Bellingcat проанализировала видеозаписи, опубликованные в социальных сетях (YouTube и VKontakte), и провела геолокацию запечатленных на них событий, которая указывает на ключевые точки осуществления артиллерийских атак на территорию Украины.
По спутниковым снимкам команда исследователей Bellingcat опередила местоположение скоплений воронок, образовавшихся в результате артиллерийского огня, и провела обширный анализ, изучив каждую воронку по отдельности. Исследуя каждое из скоплений воронок, наша команда выработала новый способ анализа для определения траектории артиллерийского огня, который базируется на международно-признанных процедурах для исследований «на месте происшествия».
Иллюстрация J-3 – метод бокового снопа осколков
Иллюстрация J-6 – метод осколочных борозд
На спутниковых снимках из восточной Украины видны два основных вида воронок: воронки от настильного огня снарядами с малым замедлением детонации (с ярко выраженными областями бокового разлета осколков, расположенными по диагонали от центральной воронки) и воронки от навесного огня (воронки треугольной формы, расширяющиеся наружу по направлению к источнику огня).
Воронки от обстрела под малым углом возвышения снарядами с малым замедлением детонации (например, артиллерией с малым углом возвышения или реактивными системами залпового огня)
Воронки от обстрела снарядами под большим углом возвышения (например, минометами, реактивными системами залпового огня с большим углом возвышения)
Оба типа воронок подходят для определения траектории артиллерийского удара. На практике траекторию снаряда определяют множество факторов, таких как вид и твердость почвы на месте попадания, направление и скорость ветра, и тип снаряда. Наша команда использовала для анализа простую линейную траекторию, но реальная траектория снарядов могла незначительно отличаться из-за влияния данных факторов.
Удар по Амвросиевке 14 июля 2014 года
В обзоре хода боевых действий за 14 июля 2014 г. украинские СМИ сообщили, что на позиции украинских военных сил вблизи Амвросиевки была произведена артиллерийская атака. Имели место подозрения о том, что обстрел был произведен с территории России.
На спутниковых снимках от 16 июля 2014 г., приведенных ниже, видно значительное скопление воронок на юг от Амвросиевки, расположенных на следующих координатах: 47°45’52.38″N 38°30’47.65″E.
Область скопления воронок от артиллерийской атаки 14 июля 2014 г. вблизи Амвросиевки. Координаты: 47°46’1.07″ N 38°30’43.16″ E. Спутниковый снимок Google Earth от 16 июля 2014 г.
Команда исследователей Bellingcat подсчитала общее количество и определила видимое направление каждой из 330 воронок в данном скоплении, опираясь на описанный выше метод. Исходя из анализа 330 воронок, была рассчитана средняя траектория 193.97°, т.е. с юго-юго-запада (180 ° —юг). Определяя возможное местоположение огневой позиции для получения данной траектории, исследовательская команда Bellingcat нашла такое место в 14.6 км от области скопления воронок.
В этой точке, находящейся на российской территории, видны выжженные пятна на почве. Данная огневая позиция расположена на расстоянии около 750 м от границы возле российского хутора Селезнев на координатах: 47°38’13.52″N 38°28’9.69″E.
Поле с воронками и огневые позиции, вид с северо-северо-востока
Основываясь на нашем анализе воронок, мы предполагаем, что это и были те самые пять огневых точек, огонь из которых привел к воронкам возле Амвросиевки. Существует несколько доказательств, которые заставляют нас думать, что эти удары были нанесены с использованием пяти реактивных систем залпового огня (РСЗО) БМ-21 «Град» 122 мм или 9K51M «Торнадо-Г», а не БМ-27 «Ураган», БМ-30 «Смерч» или других типов артиллерийских установок.
Хорошо известно, что реактивные системы залпового огня типа БМ генерируют обширные клубы дыма позади установки во время и после запуска снарядов. Множество примеров этого доступны в интернете. Эта область интенсивного задымления и нагрева приводит к образованию выгоревших/обожженных пятен на почве за установками, которые хорошо заметны на спутниковых снимках Google. Такие выжженные области видны на огневой позиции, с которой предположительно был нанесен удар по Амвросиевке, поэтому мы делаем вывод, что скорее всего это были именно реактивные системы залпового огня типа «БМ».
Огневая позиция вблзи Селезнева. Координаты: 47°38’14.38″N, 38°28’9.77″E.
Спутниковое изображение Google Earth от 16 июля 2014 года
Анализ спутниковых фотографий данной огневой позиции также предоставил нам доказательства для определения типа реактивной системы залпового огня, которая наиболее вероятно использовалась для артиллерийского удара.
Видимые следы, ведущие к позиции, идут из глубины российской территории.
Это заставляет нас сделать вывод, что в случае с данной огневой позицией не происходило перемещения военной техники через границу (из Украины в Россию).
Российские вооруженные силы используют преимущественно три типа реактивных систем залпового огня (см. иллюстрацию «Российские реактивные системы залпового огня» ниже). Следы шин автомобилей, которые заезжали на поле и выезжали с него, чтобы доехать до огневых позиций, различимы на спутниковых снимках.
Реактивные системы залпового огня
Измерение среднего автомобильного следа с использованием спутниковых снимков показало, что средний размер (ширина) следа составляет 2,4 метра.
Поскольку разрешение спутниковых снимков 0,5 метра, то реальный разброс размера следа может составлять от 1,9 до 2,9 метра. По сравнению с этими цифрами, ширина следа БМ-21/«Торнадо-Г», БМ-27 и БМ-30 составляют 2,4, 2,8 и 3,1 метра соответственно. Ширина следа, установленная с помощью спутниковых снимков, указывает на присутствие автомобилей меньшего размера, но из-за потенциальной погрешности, вызванной разрешением снимков, эти результаты нельзя считать показательными или окончательными.
Используя спутниковые снимки, мы смогли определить радиусы разворота автомобилей. Наименьший радиус разворота составил 14 метров. Системы БМ-27 и БМ-30 оснащены двумя управляемыми передними мостами, и если бы в данном случае использовались эти модели, то можно было бы ожидать увидеть перекрещивающиеся следы от двух колес на разворотах, ведущих к огневой позиции или от нее. Однако спутниковый снимок показывает четкие следы лишь одной, одиночной пары колес. Исходя из этих доказательств, мы заключаем, что с высокой вероятностью для данного удара использовались установки БМ-21 «Град» или 9K51M «Торнадо-Г».
Расстояние между автомобилями и сравнительные размеры типа реактивных систем залпового огня, которые предположительно находились на огневой позиции
Видимые следы автомобилей также соответствуют типичному расстоянию между системами БМ-21/«Торнадо-Г» в боевом порядке (см. изображение выше с информацией о расстоянии между автомобилями, различимом на спутниковом снимке). Согласно Армейскому Полевому Уставу №. 100-2-3,
пусковая установка БМ-21 может быть развернута в пределах 180º, а ряд пусковых труб поднят от 0 до +55º с помощью электричества или вручную. Ракеты могут быть запущены одиночно с любым временным интервалом, а также частичной или полной очередью с фиксированным временным интервалом 0,5 секунды.
Запуск может осуществляться из кабины или на расстоянии до 60 метров от кабины с помощью пульта дистанционного управления, соединенного с установкой кабелем. Ракеты должны запускаться с пусковой установкой, зафиксированной по косой от кабины по направлению к цели, чтобы избежать повреждения незащищенной кабины ударной волной.
Наше расследование данной атаки показывает, что средняя траектория воронок указывала в направлении подозреваемых огневых позиций с высокой долей точности; отклонение проанализированных углов воронок от максимального до минимального составляет всего 0,2%. В дополнение к этому, измерение в обратном направлении и экстраполяция траекторий видимых выжженных пятен на огневой позиции показали, что траектории ведут прямо к центру области с воронками от артиллерийских ударов.
Артиллерийские удары в районе Червонопартизанска с 14 июля по 8 августа 2014 года
В начале июля 2014 года части 72-ой мотострелковой бригады, 79-ой аэромобильной бригады, 24-ой и 51-ой механизированных бригад, а также части Отдельного полка специального назначения получили задачу закрепить контроль над российско-украинской границей к югу от контролировавшихся тогда сепаратистами населенных пунктов от Мариновки до КПП Изварино. Эта территория, покрывавшая около 150 км границы, была известна как «Сектор Д».
С окончания периода прекращения огня 1 июля до 11 июля украинские части продвигались вперед быстро и не встретили практически никакого сопротивления, пока не дошли до КПП Червонопартизанск/Гуково. Тогда ситуация в корне изменилась.
За артиллерийской атакой против украинских сил в районе Зеленополья 11 июля последовали артиллерийские атаки против крупных скоплений украинских военных частей в районе шахты «Должанская-Капитальная», а также Панченково, Червонопартизанска, Хмельницкого, Бирюково, КПП Должанский и в районе Дьяково. Пока внимание всего мира было направлено на ужасную трагедию самолета Malaysian Airlines 17 (MH17), сбитого 17 июля, положение украинских подразделений на восточной границе резко ухудшилось.
22 июля Дмитровка, населенный пункт на пути подвоза до сектора Д, подвергся нападению сепаратистов. На протяжении следующих двух недель проблемы с проходом транспорта по дорогам восточнее города существенно ограничили снабжение и доставку подкреплений частям,оказавшимсяв ловушке. Из интервью и репортажей СМИ было ясно, что условия стали крайне неблагоприятными.
3 августа прорыв, совершенный украинскими частями на западе, разблокировал потенциальный путь подвоза (между Дьяковым и Дмитровкой) к отрезанным формированиям на границе. В тот же день пророссийские силы резко увеличили количество атак против заблокированных частей, стоящих на границе. Оставшись без боеприпасов, 4 августа более 400 украинских солдат из 72-ой механизированной бригады пересекли границу, дабы избежать постоянного обстрела. К 8 августа остатки 72-ой и 79-ой бригад прорвались через окружение, и около 1000 выживших смогливоссоединиться с другими военными частями в районе Саур-Могилы.
Значительные артиллерийские обстрелы украинских формирований в приграничной зоне на восток от Дмитровки несомненно стали ключевым фактором отхода украинских войск из «сектора Д». Однако до сегодняшнего дня не были проанализированы траектории и огневые позиции артиллерийских атак, которые привели к этому поражению. В следующем разделе мы анализируем два самых значительных видимых случая артиллерийских атак возле Червонопартизанска и Свердловска, где украинские части были обстреляны сотнями видимых артиллерийских снарядов в течение июля и августа 2014 года.
Атаки в районе шахты «Должанская-Капитальная» и Панченково с 14 июля по 8 августа 2014 года
14 июля 2014 года как украинские, так и пророссийские СМИ распространили схожую информацию о столкновениях в районе шахты «Должанская-Капитальная», неподалеку от украинского села Панченково.
Область скопления воронок в районе шахты “Должанская-Капитальная”
Существенные повреждения системы энергообеспечения шахты стали причиной перебоев в работе насосов и вентиляционной системы, что привело к эвакуации 278 шахтеров.
Спутниковый снимок от 8 августа показывает причину отключения энергии: большое количество артиллерийских ударов, которые разрушили несколько электрических столбов в районе шахты. Анализ поврежденных электростолбов и соединяющих их проводов показывает, что повреждениям подверглись только линии электропередач, ведущие непосредственно к шахте. Поэтому нет оснований предполагать, что в результате атаки было нарушено энергообеспечение близлежащих населенных пунктов.
Команда исследователей Bellingcat изучила материалы СМИ от середины июля, чтобы подтвердить атаки в этот период времени. Официальные источники в украинском правительствесообщали об артиллерийских ударах 23 июля и 1 августа, а украинские СМИ также сообщали об ударах в этой местности 16 и 24 июля, а также с 1 по 4 августа. Следующее сравнение карт, взятых из сепаратистских источников, показывает ход столкновений в июле и августе в данном районе, а также указывает на несколько конкретных дат, в которые были осуществлены атаки на украинские силы.
Столкновения на юго-востоке от Свердловска с 11 по 24 июля (карты с про-российских сайтов)
Столкновения к юго-востоку от Свердловска с середины июля по начало августа (карты с про-российских сайтов)
Команда исследователей Bellingcat изучила несколько видеозаписей, опубликованных на YouTube и VKontakte (VK), самой популярной социальной сети в России. На основе этих источников было установлено, что 16 июля было совершенно как минимум две атаки.
Далее наша команда проанализировала район скопления воронок возле шахты «Должанская-Капитальная», вблизи села Панченково, используя спутниковые снимки от 8 августа 2014 года. Всего было обнаружено и измерено 813 воронок.
Область скопления воронок в районе шахты “Должанская-Капитальная”
Анализ рассчитанных траекторий в области скопления воронок показал, что всего было нанесено шесть разных ударов с пяти разных направлений.
Область скопления воронок в районе шахты “Должанская-Капитальная” с указанием шести отдельных траекторый ударов
Учитывая максимальную разницу в 300 м на расстоянии удара 15 км, все рассчитанные траектории можно проследить до пяти отдельных огневых позиций. Все они – за исключением позиции возле Червонопартизанска (Украина), которая находится в непосредственной близости от границы – явно находятся на территории России.
Огневые позиции, с севера на юг, были расположены на следующих координатах:
1) Вблизи Нижней Ковалевки, Россия 48°07’51.4″N, 39°54’02.4″E
2) Возле Червонопартизанска, Украина 48°03’03.2″N, 39°49’52.2″E
Огневая позиция возле Нижней Ковалевки, Россия
Огневая позиция возле Червонопартизанска, Украина
3) Возле Павловки, Россия 47°56’28.1″N, 39°49’12.0″E
4) Возле Украинского, Россия 47°58’23.0″N, 39°51’01.5″E
Огневая позиция возле Павловки, Россия
Огневая позиция возле Украинского, Россия
5. Возле Гуково, Россия 48°05’25.0″N 39°54’45.3″E
Огневая позиция вблизи Гуково заслуживает отдельного внимания, поскольку в социальных сетях публиковались многочисленные видео, запечатлевшие артиллерийский огонь в этом районе. Огневая позиция, показанная в этих видео, будет проанализирована отдельно в следующем разделе.
Область скопления воронок в районе шахты “Должанская-Капитальная” — обнаруженные огневые позиции
Команда исследователей Bellingcat также обнаружила, что на всех огневых позициях, кроме одной (Червонопартизанск), следы шин автомобилей показывают как прибытие из, так и отъезд в области на территории России. Иными словами, в четырех из пяти случаев, не существовало видимых следов автомобилей, связывавших бы огневые позиции с украинской территорией, а все видимые следы шин вблизи огневых позиций пролегали исключительно по территории России.