Версия для печати
Наши соседи нашими же руками успели (сумели) разделить нашу Церковь как единое духовное целое нашего народа, что продолжается по сей день.
Раскол Киевской церкви и митрополии на Киевскую и Московскую
Опасность, угрожающая Византии со стороны Турции, заставила ее предпринять попытку примирения между восточным и западным религиозными центрами (Константинополем и Римом). Вот почему Флорентийская примиренческая уния (1439) была одобрена византийским императором, Царьгородским патриархом и всеми делегациями, кроме двух, представлявших православные церкви Востока.
Таким образом, Единая вселенская христианская апостольская церковь (ЕВХАЦ) вернулась на короткий срок в состояние, существовавшее до раздора 1054 года. Митрополит Киевский и «всея Руси» от всей Руси (Украины, Беларуси и Московии — (бывшей колонии (России еще не было)) Исидор подписал заявление во Флоренции о принятии Флорентийской унии (1439).
Таким образом Киевская митрополия, хоть и разделенная границами разных государств (Украина и Беларусь находились под оккупацией объединенного Польско-Литовского государства), но как единое (духовно) целое возвращается, а не присоединяется к ЕВХАЦ, которая была во времена княжения Владимира Великого, Ярослава Мудрого и его сына Изяслава в Киевской Руси.
В тему: Владимир Великий. Креститель Украины-Руси и его след в истории
По возвращении Исидора в Киев все его приветствовали. В марте 1441 года он едет в Москву, где обращается с посланием к княжеской и церковной властям о возвращении к ЕВХАЦ Московского царства (названия «Россия» еще не было).
За это обращение по приказу московского князя Василия ІІ митрополита арестовали.
Со временем он убегает из тюрьмы в Рим, где его избирают кардиналом, а впоследствии он становится Вселенским патриархом в изгнании.
После Флорентийской унии кафедра Киевской митрополии переносится из Москвы в Киев, где она была до монгольского нашествия. Москва не признает Флорентийскую унию (1439) и начинает раскол Киевской церкви и ее митрополии.
По приказу московского князя Василия ІІ (Темного), но вопреки воле Константинопольского патриарха, украинского и беларуского епископата и духовенства, созывается собор в Москве (1448), на котором местное духовенство провозглашает московского епископа Иону митрополитом Киевским и Всея Руси, хотя митрополита Исидора этого титула никто не лишил. Украинские, беларуские епископы и духовенство в Соборе не участвовали, что сделало его неканоническим. Не признает решения Собора об избрании Ионы митрополитом и патриарх Константинопольский.
В тему: Профессор Сергей Иванов: «Русская власть взяла себе из Византии только цацки»
Таким образом Московская епархия самовольно отделилась от Киевской митрополии. Юридически территориально выбрала собственного митрополита и посеяла раздор (раскол) в Киевской церкви и митрополии, которая до сих пор была единым телом, хотя ее территории и принадлежали разным государствам. Москва заключает договор с Польшей, чтобы она не позволила въезд митрополиту кардиналу Исидору в Киев.
Вселенский Константинопольский патриарх не признает самовольно провозглашенной Московской митрополии и ее митрополитов, поэтому они — неканонические.
Склонились к Москве
В 1453 году Турция (турки) оккупировала Византию с Царьгородским патриархатом и заставила его не признавать решения Флорентийского Собора, что патриарх и сделал.
Папа Римский после возвращения кардинала и митрополита Исидора из оккупированного Царьграда (Константинополя) в Рим назначил его патриархом в изгнании. В 1458 году Папа Евгений ІV переводит двор (резиденцию) Киевского митрополита из Москвы в Киев, где он был до монгольского нашествия, и назначает митрополитом Григория (не украинца ли, болгарина?), поскольку Исидор стал патриархом в изгнании, и определяет новую территорию Киевской митрополии (11 епархий) на территории Литовско-Польского государства (Киевская, Брянская, Черниговская, Смоленская, Тувинская, Луцкая, Владимир-Волынская, Брестская, Перемышльская, Галицкая и Холмская). Киевская митрополия осталась верной Флорентийской унии, тогда как другие патриархаты (Александрийский, Антиохийский, Ерусамский и Константинопольский) отреклись от нее под давлением турок. После получения Москвой патриархата в 1589 году все они (патриархаты) склонились к Москве.
В 1461 году умирает митрополит Иона и на его место выбирают Феодосия, которого царь утвердил лично, не прося благословения Царьграда (что является неканоническим, незаконным), но с титулом уже московского и «всея Руси» (без Киевской). Это можно считать официально началом Московской церкви (поскольку названия «Россия» еще не было).
Цареградские патриархи, которые отступили от Флорентийской унии (1439) под давлением турок, и дальше считают Киевскую церковь как одну из митрополий Константинопольского патриархата, несмотря на то, что она оставалась в единстве с Римом.
После завоевания Византии турками в 1453 г. Цареградский патриархат потерял защиту православных правителей. Православную церковь преследовали внутренние раздоры, часто подстрекаемые и управляемые турецкими властями. Положение патриарха было нестабильным.
Во второй половине XV в. патриархи менялись 16 раз. В ХVI столетии — 22 раза, в XVII — 54 раза. Отсутствие последовательности в поведении греческих кругов и практикуемых ими компаний подкупов деморализовали духовенство и верующих. Постепенный упадок Константинопольского патриархата и ухудшение жизни Киевской митрополии (КМ) под оккупацией Польши в ХV веке возвели связи между КМ и Царьградом к формальному минимуму.
Отсутствие четкого подчинения и защиты КМ со стороны Царгородского патриархата воспользовалась Польша, котораяч не хочет выполнять и признавать условия Флорентийской унии, потому что у оккупанта — свои цели. Вот почему польские магнаты, шляхта, государственная власть, иезуиты получили полную свободу действий. Началось наступление: экономическое, социальное, политическое, национальное, культурное и, разумеется, религиозное.
Полонизация украинцев
Они (оккупанты) заняли огромные пространства с сотнями сел, десятками городов, заняли высокие должности в администрации (воеводы, старосты и т.п.). В Украину двинулась мелкая шляхта, чтобы обогатиться. Польша начала активную полонизацию украинцев, прежде всего шляхты и духовенства. Многие княжеских родов, которыми славилась Польша, были украинцами. Они в течениеХVІ века перешли на латинский (римский) обряд и стали поляками.
Тогдашний архимандрит Дерманского монастыря Иван Дубович писал: «Много выдающихся русских (украинских) шляхтичей только потому переселилось в римскую Церковь, потому что в целой украинской церкви некому было доверить безопасно свою совесть и нельзя было нигде взять духовного корма для души».
Украинская шляхта вынуждена была посылать своих детей в польские школы, в частности иезуитские, потому что украинских не было. К сожалению, воспитанники этих школ переходили в польский лагерь.
Упадок национального образования и соответственно Украинской православной церкви (УПЦ), моральное состояние ее духовенства были объединены с нехваткой образования и невежества, не имели возможности противостоять антиукраинскому наступлению Польши. Что делается дальше с бездержавностью Украины и бесправием его народа?
Князь Острожский основал Острожскую академию — высшее учебное заведение, чтобы иметь образованных людей, в том числе священников. Духовенство понятно, что выходом из этого положения может быть возвращение в лоно материнской Церкви, которая была в княжение Владимира Великого и Ярослава Мудрого — ЕВХАЦ. Дальнейшие события ускорили реализацию этой идеи.
В тему: Невероятные факты об Украине, которые мало кто знает
В июне 1588 Константинопольский патриарх Иеремия ІІ возвращается из четырехлетней ссылки на острове Родосе и отправляется в Смоленск, а дальше в Москву. На Московском церковном синоде 26 января 1589 года под давлением князя Федора под принуждением подписывается признание Московского патриархата.
В июле этого же года уезжает в Польско-Литовское государство, чтобы подчинить себе Киевскую метрополию и наводить свои порядки. Без церковного Собора устраняет митрополита Онисифора Дивочку, что является нарушением канонов (церковных законов), и ставит на его место Михаила Рогозу, как «Митрополита Киево-Галицкого и всея Руси», а также назначает Луцким епископом Кирилла Терлецкого и делает его своим экзархом. Ранее эта функция принадлежала митрополиту.
Поддерживает Ставропигийское братство в споре и в противовес епископам (чего нет ни у греков, ни у московитов (москалей): наделяет их правами контроля над епископами и митрополитом. Нависла опасность и для Украинской церкви вследствие ориентации восточных патриархов на Москву, цари которой их тепло приветствовали, помогали, щедро вознаграждали и использовали.
Эти визиты происходили в Польское королевство, что позволяло контактировать с Украинской церковью и при этом выполнять «поручения», шпионаж как российского (московского) царя, так и турецкого султана. А самая главная угроза Московского патриархата — лишить Киевскую метрополию автономии и присоединить ее к Москве.
Разрушение внутренней организации метрополии, недоверие к ее епископату и угроза с Севера были весомыми факторами, которые ускорили возвращение Киева в ЕВХАЦ с центром в Риме.
Апостольская церковь поняла, что после завоевания Царьграда турками и неудачи Флорентийской унии, восстановление общей «Унии» всех восточных церквей одновременно стало невозможным. Вот почему Рим стремился постепенного объединения с отдельными церквями Востока, в частности Киевской, которая не отреклась от Флорентийской унии.
Брестская уния
Образование Киевской униатской православной поместной церкви
Идея Брестской унии является продолжением Флорентийской (1439), которая возникла в Восточной Украине (а не Западной) и в очередной раз обновила дружеские отношения между украинской Киевской православной церковью и Римом.
В июне 1590 года Киевский православный митрополит Рогоза созвал Синод, на котором епископы высказались, что дальше невозможно терпеть хозяйствование царьградских патриархов, потому что они рассматривают Украину как источник больших доходов своей патриархии и вмешиваются в организационные вопросы митрополии к ее вреду.
Синод заявил, что он признает главой ЕВХАЦ Папу Римского, как и признавала православная церковь в княжение Владимира Великого и Ярослава Мудрого до раскола 1054 года, но без посредничества Константинопольского патриархата и прерывает с последней свои связи. Об этом было сообщено Папе Римскому.
Условия, на которых возвращается Киевская церковь (КЦ) под непосредственную юрисдикцию Рима, поручили проработать епископам Ипатия Потею и Кириллу Терлецкому; они были обсуждены на очередном Брестском Синоде 3 июня 1595 года и подписаны митрополитом и епископами. 23 июня 1595 года Ипатий Потий и Кирилл Терлецкий, ранее прибывшие в Рим, вручили Папе Клименту VІІІ заявление о признании его Главою ЕВХАЦ и письмо с условиями — требованиями, на которых они возвращаются под юрисдикцию Рима.
Среди них, в частности:
— сохраняется восточный обряд и обычаи Украинской церкви;
— уравнивание в правах православных епископов с польскими (кроме епископа он является еще и сенатором);
— образование Киевского архиепископства — независимого от всех патриархатов и соединенного с Римом;
— достоинства митрополита, епископа или иных духовных санов не давать людям другой нации или религии кроме русской (украинской) и греческой;
— женатые священники (чтобы не ограничивать доступ одаренной молодежи к духовным заведениям и не лишать природного инстинкта продолжения рода и потери генофонда);
— разрыв с Царьгородским патриархатом;
— возвращение церковных имений, захваченных латинянами;
— запрет на перетягивание украинских верующих на латинский обряд.
Всего требований (артикулов) было 33. После принятия присяги на Евангелии, они поставили свои подписи на соединение церквей от имени епископов, которые их делегировали в Рим: архиепископа — митрополита Киевского-Галицкого и «всея Руси» Михаила Рогозы; Григория — архиепископа Полоцкого и Витебского; Иона Гоголя, епископа Туровского; Михаила Копыстянского, епископа Перемышльского и Самборского; Геодона — епископа Львовского, и Дионисия Збируйского, епископа Холмского. Папа завершил акт соединения церквей Булой.
Була является основным каноническим документом Брестской унии, которая признала устройство Киевской церкви как Поместной автокефальной (автономной) Украинской Православной Церкви в союзе с Римом.
Римский униатский акт требовал синодального одобрения (ратификации). Митрополит Рогоза созвал Синод 6 октября 1596 года в Бресте, где вместе со всеми епископами Украины они ратифицируют (одобряют) унию.
Перемышльский и Львовский епископы по наущению князя Острожского не подписали союз и тем самым в будущем сохранили условия для возникновения конфессиональности в Украинской православной церкви. Преемники их — Перемышльский и Львовский епископы — через сто лет к унии присоединились.
В тему: Как Украина и Беларусь просвещали Россию: история церковного раскола XVII века
Но за это время наши соседи нашими же руками (недальновидность и личные интересы двух епископов) успели (сумели) разделить нашу церковь как единое духовное целое нашего народа, что продолжается по сей день.
Эти два епископа сотворили большой грех перед украинским народом и Богом, о чем надо громко говорить, чтобы верующие знали правду.
Надежды определенных польских кругов на то, что после Брестской унии будет легче латинизировать и ополячивать украинцев, не оправдались. Униатская православная церковь пошла по пути самостоятельного развития со всеми признаками национальной поместной церкви.
Они все чаще рассматривали унию как начало конца господства польского государства в Украине. Литовский канцлер Лев Сапега писал, что «Уния не принесла никакой пользы Польше, а наоборот, спровоцировала много несчастий и мятежей».
Уния спасла украинский народ от сплошной полонизации и позже — русификации, а его церковь от присоединения к польскому римо-католическому костелу и Московской православной церкви (МПЦ).
Папа Климент VІІІ после унии требовал от польского короля, чтобы украинские униатские епископы имели равные права в светской власти и в государстве, и Сойме. Уния сделала КЦ независимой от светской власти, которая царила в стране и по-прежнему непосредственно влияла на митрополита и епископов.
Духовенство, лишенное зависимости от светской польской власти, имело возможность защищать родной народ от несправедливости иностранцев, в том числе власти.
После унии КЦ осталась православной (униатской православной) без изменений в богослужениях, обрядах, традициях и одновременно была защищена от воздействий Константинопольского и претензий на нее Московского патриархатов.
Сегодняшняя Украинская греко-католическая церковь является униатский православной поместной церковью, и об этом тоже надо говорить.
—
Микола Витриховський, опубликовано в газете Україна молода
Перевод: Аргумент