Версия для печати
Из донецкого аэропорта регулярно поступает множество новостей, которые могут носить очень противоречивый характер. Некоторые ответы на основные вопросы поможгут понять противоречивые новости, появляющиеся в нашей и российской прессе.
Всю информацию про Донецкий аэропорт, историю, предыдущие бои можно найти в статье Битва за донецкий аэропорт - мифы и реальность. Сетевое издание "Гармата" искало и нашло ответы на популярные вопросы о ДАПе.
1. Кто контролирует Донецкий аэропорт?
Никакого аэропорта уже давно нет. Есть несколько разрушенных зданий и огромное открытое пространство. Это – поле боя, а не объект. Стороны доставляют туда пехоту, обстреливают позиции врага из танков и артиллерии. Нельзя сказать, что аэропорт находится под контролем одной стороны, каждый час в нем ведутся бои.
Инфографика детальный план Донецкого аэропорта имени Прокофьева:
1 – Монастырь; 2 – Супермаркет Метро; 3 – Автоцентр Тойона/Лексус; 4 – Новый терминал; 5 – Автобусная станция; 6 – Нефтебаза; 7 – Кладбище старых самолетов; 8 – Строящийся VIP терминал; 9 – Ангары; 10 – Диспетчерская башня (находится за пределами плана); 11 – Старый терминал; 12 – Действовавший VIP терминал; 13 – Центр управления Донбассаэро; 14 – Гостиница «Полет»; 15 – Штаб гражданской авиации; 16 – Авиационный ремонтный центр; 17 – Котельная;18 – Командно-диспетчерский пункт; 19 – Пожарная часть
Объекты, не имеющие отношения к инфраструктуре аэропорта, обведены синим контуром.
2. И все же, чей аэропорт?
На сегодня (20 января) наши военные находятся в следующих помещениях:
-
Диспетчерская вышка
-
Радиолокационная станция
-
Пожарная часть
Отряды боевиков хоть какую-то оборону организовывают в таких зданиях
-
Старый терминал
-
Монастырь
-
Ангары
Отдельная история – Новый терминал Донецкого аэропорта, самая горячая точка, постоянный генератор новостей. Там обороняется небольшая группа наших военных. Они держать совсем небольшую территорию – место, в котором еще можно укрыться от снайперов. Все остальные помещения огромного терминала (около 51 000м2) – ничейные. Сепары могут свободно гулять по некоторым территориям в новом терминале (особенно по разрушенной восточной части) и даже приглашать туда съемочные группы российских телеканалов.
Оборонять весь терминал – физически невозможно, он хорошо простреливается снайперами и танками, ни одна сторона не может его контролировать. Подобная ситуация напоминает знаменитый «Дом Павлова» в Сталинграде – там тоже был «слоеный пирог» - на одном этаже бойцы красной армии, на следующем – немцы, потом опять советы, потом опять немцы.
Инфографика Общий план Донецкого аэропорта имени Прокофьева
1 – в/ч А1428 ПВО; 2 – Завод и база компании, которая строила новый терминал; 3 – в/ч А1402, тоже ПВО. Подписаны названия населенных пунктов и направления дорог. Все они, кроме Горловки, контролируются Армией Украины; 4 – РЛС; 5 – Диспетчерская вышка; 6 – Пожарная часть.
3. А что нужно сделать, чтобы полностью контролировать аэропорт?
Нужно лишить противника возможности доставлять в аэропорт пехоту и обстреливать его из танков прямой наводкой.
Украинская армия должна для этого полностью освободить от боевиков соседние районы Донецка – Спартак, Путиловку, Жовтневый, взять под контроль дачные кооперативы «Надежда» и «Прогресс», монастырь и кладбище.
Боевикам для полного контроля нужно захватить, как минимум, села Авдеевка, Пески, Опытное, Тоненькое, Первомайское, Водяное.
В противном случае другая сторона всегда может доставить пехоту в какие-то постройки на территории аэропорта и заявить, что аэропортнаш.
4. Сколько украинских солдат ведет бои непосредственно в Донецком аэропорту?
В новом терминале находится от 20 до 100 наших бойцов. Больше войск в терминале не спрячешь – они превратятся в легкие мишени для снайперов. Боевики это знают, поэтому могут свободно гулять по некоторым залам терминала.
Ситуация в других объектах, находящихся на территории аэропорта, постоянно меняется, но и там, ввиду небольшой площади укрытий, обороняются небольшие группы наших солдат. Но участие в боях принимает гораздо большее количество войск – по несколько тысяч с каждой стороны, с десятками танков, РЗСО, минометов и артиллерийских орудий.
Схема от Петра Шуклинова
С нашей стороны Донецкий аэропорт сегодня прикрывает 93 Отдельная механизированная бригада, 81 Отдельная аэромобильная бригада, части 3 Полка специального назначения, приданные части 17 Отдельной танковой бригады, приданные части артиллерийских бригад, Правый Сектор, батальон Днепр-1 и некоторые другие добровольческие части.
Комбриг Олег Микац
5. Кто командует обороной Донецкого аэропорта сегодня?
Общее командование операцией по защите Донецкого аэропорта последние месяцы осуществляет командир 93 ОМБР, полковник Микац Олег Михайлович. Настоящий патриот, родом из Новоград-Волынского. Ему 39 лет, отличный послужной список, баллотировался в Раду по списку партии «Правый Сектор».
Боевики его хорошо знают – это именно с Микацом разговаривал по мобильному телефону Гиви в известном ролике. Сегодня в плен попал заместитель командира батальона 93 бригады, а не Микац.
Комбриг беседует с жителями особожденного села Пески
В последнее время в штабе 93 бригады появились еще двое – Начальник ГШ генерал-полковник Муженко и командующий сухопутными войсками генерал-лейтенант Пушняков. Но их компетенция вызывает большие сомнения. Гибель Ил-76 с десантниками, гибель войск и потеря техники в котлах возле границы, Иловайск – эти события произошли под их руководством.
6. Моторола и Гили – они живы или убиты?
Ответ на этот вопрос не имеет никакого значения. И Моторола, и Гиви – все лишь телевизионные персонажи. Они нужны российскому каналам для создания красивой картинки. Герои реалити-шоу не пишут сценарий, а Гиви с Моторолой не руководят операцией. Они даже в атаку не ходят – телевизионщики не хотят потерять актеров, в раскрутку которых вложены такие средства.
Верхний ряд стоят слева на право: Гиви, Абхаз, Монгол, Моторола. Два телегероя с дублерами
Моторола лишь позирует перед камерами во время имитации боя, иногда такие ролики снимают далеко от терминалов. Зато российское телевидение получает крутое видео под заголовком «Ситуация в Донецком аэропорту – последние новости». Если кого-то из этих персонажей убьют, «отряд не заметит потери бойца», на его место назначат нового «командира». Это как со Стрелковым – он на Донбассе больше не появляется, но на ситуацию это никак не влияет.
7. В атаках на Донецкий аэропорт принимают участие российские военные?
И да, и нет. Штурм или зачистка помещений – занятие очень рискованное. Плановые потери атакующих – до 10 убитых на одного уничтоженного противника. Мины, растяжки, снайперы, «огонь на себя», засады, обрушения, дружественный огонь. Для такой работы нужна невысокая квалификация, а бесстрашие или глупость. Штурмовая пехота – это расходный материал.
Поэтому российское командование гонит на аэропорт самых неадекватных бойцов «ополчения». Среди них есть как жители Донбасса, так и наемники из РФ. Часто используются чеченцы и штрафники – те «ополченцы», которых нужно наказать. Кроме самых отмороженных в бой посылают и обычных бойцов – для ведения постоянных штурмов нужно много пехоты.
В тему: Наемная армия Путина: вербовка, отправка, потери
Небольшое количество элитных подразделений российской пехоты для штурма применялось еще в сентябре-октябре. Под прикрытием крупных подразделений боевиков они пытались взять терминалы, пока те еще не были разрушены.
В то же самое время для артиллерийских дуэлей и снайперской стрельбы по зданиям из танков нужны военные специалисты высочайшей квалификации. Именно тут и задействуются части и подразделения регулярной российской армии. В каждой артиллерийской батарее, дислоцированной в Донецке, как минимум вычислитель и командир – кадровые военные. Как максимум – весь состав.
Командование и координация действий разных подразделений тоже обеспечиваются российскими офицерами и генералами.
В тему: Как армия России заходила в Донбасс 23 августа
Не пробуйте найти российские шевроны или другие знаки различия на видео – кадровые военные срывают их с формы еще на территории РФ.
8. Донецкий аэропорт – самая горячая точка?
Да, хотя и на других участках фронта ведутся не менее масштабные боевые действия. Аэропорт – в то же время и самая «раскрученная» в прессе точка. Российским журналистам, находящимся в Донецке, удобно снимать сюжеты прямо в городе. Российским военным удобно дислоцироваться в крупном городе. Аэропорт Донецка – это еще и самая горячая точка информационной войны.
9. Минские соглашения – контроль над аэропортом имеет значение при отводе артиллерии на 15 км?
Очень, очень маленькое значение. Даже если аэропорт будут контролировать боевики, даже если последний киборг погибнет в терминале, это отодвинет линию разграничения меньше, чем на один километр.
В тему: От первого лица о войне в аэропорту Донецка и обращение «киборгов» из Донецкого аэропорта
10. Где искать новости по Донецкому аэропорту? Кому можно верить?
Используйте все источники, читайте в Фейсбуке волонтеров – Юрий Бирюков, Георгий Тука, Роман Доник, Анастасия Береза и другие. Следите за новостями на крупных сайтах, можно даже иногда слушать сводки РНБО или (очень осторожно) смотреть российские телеканалы.
НО! В любом случае – сравнивайте информацию из разных источников, фильтруйте ее. Не доверяйте «таблоидам» - сайтам, публикующим оперативную информацию с пометками «шок», «срочно», «молния» и так далее. Сенсация скорее появится на крупном ресурсе, а не в желтой прессе.
К фото и видео информации тоже нужно относится с долей скептицизма. «Журналист» Грехэм Филипс публиковал фото из супермаркета «Метро», расположенного рядом с аэропортом, как фото из терминала – руины очень похожи. Канал ЛайфНьюс очень ловко объединяет кадры из старого и нового терминала – получается почти правдоподобно.
Кто что контролирует в донецком аэропорту — попытка прояснить ситуацию от расследователей изconflictreport.info
Перевод GLOBEUKRAINE
15 января началось «решающее наступление» российской армии вторжения на Терминал №1 и диспетчерскую вышку аэропорта, которые до тех пор удерживались украинской армией и добровольческими силами. С тех пор война за аэропорт продолжает усиливаться.
Информация о том, кто что контролирует, отличается. Тогда как российская сторона заявляет, что контролирует весь терминал с 16 января, украинские власти утверждают, что «отразили» все атаки и «удерживают терминал». Выходит, одна сторона лжет?! Я в этом не уверен, поскольку правда в основном лежит где-то посредине, или, в данном случае, в разных частях большого комплекса терминала. Поговорим об этом подробнее позднее.
С начала боев в терминале я пытаюсь извлечь информацию из видеоматериалов, поступающих из здания, пытаюсь проверять сообщения и заявления обеих сторон. Делать это не так-то легко, так как многие проукраинские «эксперты» утверждают: «Россия всегда лжет. Их СМИ — исключительно инструмент пропаганды», или даже: «Это не может быть терминал, поскольку его удерживает украинская армия, согласно ее заявлениям».
Разумеется: Россия лжет! Пропаганда содержится в каждой секунде их репортажей с оккупированного Донбасса. Но сам факт существования кадров из некоторых зон и мест доказывает, что в их заявления есть зерно истины в самом базовом, почти «физическом» смысле, то есть: Если вы ведете репортаж из терминала и подтверждаете это многими часами видео за 5 дней, то вы в терминале, не важно, какие выводы ваша или вражеская пропаганда сделает из ваших заявлений.
В связи с этим я могу и должен использовать любое доступное видео из зоны боевых действий, вместо того, чтобы верить заявлениям любой из сторон, если я хочу действительно изучить текущую ситуацию и понять, кто что контролирует в Донецком аэропорту.
И если 95% этого видео исходит от российской стороны, я буду использовать в основном именно его, вне зависимости от его происхождения и пропагандистских целей (по указанным выше причинам). Итак, этот анализ — попытка прояснить ситуацию, на основании как можно большего количества съемок и недавних свидетельств, и нет гарантии, что он окажется полностью верным.
Ситуация вокруг Терминала 1 — по моей информированной оценке — по состоянию на день вчера, 18 января 2015 года выглядела так (Красный цвет: удерживается Россией, Синий: удерживается Украиной):
Ситуация вокруг Терминала 1 Донецкого аэропорта днем 18 января 2015 года
Большая часть территории удерживалась российскими войсками, а именно батальоном «Спартак» — российским подразделением с несколькими наемниками из России на зарплате и очень малым количеством бойцов, родившихся в Украине — под командованием террориста «Моторолы». Сюда входят — разумеется — все развалины Терминала 2 и даже площадка перед ним, а также парковка, используемая как плацдарм для завоза новых войск и боеприпасов в сам терминал на российских БТР-80 практически каждый час (см. фото ниже).
«Плацдарм» на парковке Донецкого аэропорта
Однако удерживаемая российскими войсками зона также включает в себя большую часть самого нового терминала, включая входную зону, главный зал аэропорта, всю восточную сторону со стороны Терминала 2, переднюю сторону со стороны ворот, а также часть логистической инфраструктуры внутри, включая отдел транспортировки багажа.
(По всем ссылкам есть твиты с фотографиями, подтверждающими это заявление за последние 3 дня) 17-го января российская армия вторжения даже сочла северную сторону терминала рядом с воротами достаточно безопасной, чтобы привести туда лидера террористов «ДНР» Захарченко, вероятно, самую крупную цель украинских властей.
Хотя можно утверждать, что ему определенно угрожал удар украинской артиллерии внутри терминала, россияне никогда бы не привели его внутрь, если бы сохранялась опасность вооруженного столкновения с украинскими войсками внутри него. Так что они были ОЧЕНЬ сильно уверены, что этого не произойдет.
Захарченко в терминале 17-го января
Итак, контролируют ли они его «весь», как заявляют? Разумеется, нет. Есть три причины, по которым это заявление неверно:
Имеется видео, размещенное обороняющимися украинскими «киборгами», играющими в футбол внутри терминала 16-го января. Действительно, этой съемке три дня, и согласно оперативной геолокации, она была снята в крайне северо-западной части цокольного этажа терминала. Однако это доказывает то, что по крайней мере через день после того, когда россияне заявили, что полностью взяли терминал, это было не так.
15-го января россияне выложили съемку со всех сторон терминала, также с западной стороны с записью обстрела башни Донецкого аэропорта. С тех пор таких съемок в сети не появлялось. Также не было никаких подтверждений того, что они по-прежнему контролируют западную часть здания.
Это может означать, что украинская армия действительно «отразила» российское наступление в этой части терминала приблизительно 16-го января, обеспечив критически важный безопасный коридор для подвоза подкреплений и снабжения обороняющихся в западной части комплекса.
Однако это все, чего она достигла, после чего раздув этот крошечный успех до «полного контроля» в своей пиар-кампании. Приведенная ниже нарисованная 19-го января карта демонстрирует не только, кто что контролирует, согласно моему анализу, но также «зоны безопасного передвижения», что много говорит о том, кто контролирует какую сторону и может вести оттуда огонь, покрывающий обзор с нее. Следует уточнить, что эти «безопасные зоны» не защищены от обстрелов артиллерии средней дальности и РСЗО, но защищены от непосредственного огня противника из близлежащих зданий.
«безопасные зоны»
Как видно на карте, российские войска, как и украинские войска, по-видимому, имеют зоны безопасного передвижения, через которые они могут осуществлять снабжение / присылать подкрепления своим войскам и эвакуировать раненых — что приводит нас к последнему пункту, доказывающему, что украинские войска до сих пор удерживают небольшую часть терминала:
Они несут потери. Этот пункт поначалу звучит странно, но становится понятнее, если над ним подумать. Украинские войска несут многочисленные потери в терминале, что означает, что они все еще там. Только вчера 14 Киборгов получили ранения внутри и были эвакуированы под покровом темнотыэтой ночью, по заявлению СНБО Украины. За последние 5 дней более 50 были убиты и ранены. Конечно же, можно заявлять, что для сохранения видимости украинского присутствия внутри, СНБО могли искуственно «перенести» внутрь терминала часть потерь, фактически понесенных в других местах, но это кажется крайне маловероятным, поскольку несколько волонтеров подтверждают проведение такой опасной операции по эвакуации.
Итак, какие можно сделать выводы?
Согласно моему анализу, на данный момент российские войска контролируют 90% терминала, а также все южные и восточные окрестности в основном уничтоженного здания. При этом украинские Киборги закрепились на небольшом участке цокольного этажа на северо-западе терминала, до сих пор сохраняя крайне спорные линии снабжения благодаря собственной массовой артиллерийской поддержке и невозможности российской артиллерии «Спартака» и других попасть по этой части терминала.
В то же время эта ситуация за последние 4 дня тяжелых боев значительно не изменилась. Россияне не смогли выбить последних защитников терминала, а украинцы не смогли вернуть контроль над значительными его частями, не говоря уже о стратегически важных окрестностях и инфраструктуре. За последние 5 месяцев боев стало понятно: «Кто засел в терминале, остается в терминале», причем его оттуда могут выбить только месяцы бомбардировки самой тяжелой артиллерией и ракетами, как и значительные собственные потери (россияне потеряли не менее 500 человек, прежде чем им удалось войти в терминал).
Последние дни показали, что это верно и для украинских попыток контратаковать. В итоге, текущие события следует рассматривать как очередную военную неудачу украинской армии и правительственной стратегии удержания фронта, не говоря уже о «возвращении Донбасса», или хотя бы всего аэропорта, как вчера обещал президент Порошенко.
Остается под вопросом, действительно ли ситуация столь «изменчива», как утверждают многие аналитики уже четыре дня, поскольку территориальные изменения снаружи и внутри терминала представляются незначительными.
Эта статья — попытка понять, как ситуация выглядит на данный момент, причем не именно сейчас, поскольку после серьезных столкновений вчерашним [18 января] вечером все МОГЛО измениться. Однако эту статью следует рассматривать лишь как «слепок ситуации», на основании которого можно строить дальнейший анализ, не попадаясь на удочку пропаганды и преувеличенных заявлений обеих сторон конфликта.
«Аргумент»