Бюджет программируемой нищеты
Госбюджет, принятый «с голоса»: какими будут последствия для Украины.
Многомесячный бюджетный марафон завершился поддержкой законопроекта 273 депутатами и громкими заявлениями о получении качественного финансового документа.
По словам участников процесса, бюджет был вовремя внесен и рассмотрен «не под елку». Более того, он, мол, гарантирует Украине экономический рост.
Своевременность рассмотрения и дальнейшей реализации — хороший показатель, но не тогда, когда речь идет о миллиардах гривен налогоплательщиков, львиная доля которых пошла на обеспечение деятельности государственного аппарата и силовых ведомств.
За что же на самом деле проголосовали депутаты?
Увеличение расходов на госаппарат и силовиков
Финансирование аппарата правительства в 2018 году увеличится на 443%, ГУД — на 13%, аппарата Верховной Рады — на 37%, Государственной судебной администрации — на 56%, Верховного суда — на 71%, МВД — на 24%, ГПУ — на 16%, ОГА — на 43%. Всего на госаппарат и силовые структуры, без армии, пойдет более 120 млрд грн.
Уменьшение реальных доходов граждан
Cущественное увеличение финансирования госаппарата выглядит особенно циничным на фоне увеличения прожиточного минимума всего до 1700 гривен с 1 января.
Пикантности ситуации добавляет тот факт, что эта сумма вдвое меньше, чем реальный прожиточный минимум — 3460 грн в октябре 2017 года. С учетом инфляции до 1 января 2018 года он вырастет еще минимум на 10%. Прогнозируемый уровень годовой инфляции вырос с 7% до 9%, однако и это нереальные цифры.
Во-первых, в октябре 2017 года, по официальным данным Нацбанка, инфляция уже достигла отметки 12%, то есть ее уровень не просто уверенно растет в течение года, но и ускоряется. Повлияет на инфляцию и увеличение минимальной зарплаты.
В тему: Рост минимальной зарплаты спровоцирует в Украине рост безработицы и бедности — экономист
Во-вторых, среднегодовой курс гривны к доллару в 2018 году составит 29,3, а в конце 2018 года — 30,1 грн за долл. Такой рост курса доллара при большой зависимости экономики от импорта дополнительно ускорит инфляцию.
При этом долг по выплате зарплат в Украине составляет 2,4 млрд грн, часть которого образовалась после повышения минимальной зарплаты. В 2018 году он возрастет еще на 16,3% — до 3723 грн. Это нужный шаг, потому что зарплаты в бюджетной сфере мизерные, но это увеличит задолженность и не повысит реальный доход граждан.
Уже в 2017 году многие люди после поднятия минимальных зарплат и пенсий лишились права получать субсидии на услуги ЖКХ. В 2018 году эта динамика только усилится. То есть одной рукой государство дает, а другой — забирает.
Рост цен, необоснованные доходы, увеличение зависимости от импорта
Доходы бюджета-2018 держатся на нескольких статьях.
Первая — НДС на ввозимые в Украину товары обеспечивает треть дохода государства. В 2018 году этот налог возрастет на 35,6% и достигнет 300 млрд грн.
Однако такой рост базируется не на улучшении работы таможни или борьбе с контрабандой, а на увеличении объема импорта до 61,8 млрд долл. Надо помнить, что НДС на импортные товары платят конечные покупатели, то есть граждане.
Вторая — НДФЛ. В 2018 году он вырастет на 18% до 91,1 млрд грн. По подсчетам чиновников, средняя зарплата в 2018 году вырастет на 10,9%, на уровень инфляции, до 8629 грн. Однако такой рост НДФЛ сомнителен, ведь стопроцентный рост минимальной зарплаты в 2017 году дал лишь около 30% роста НДФЛ.
Итак, ожидать значительного увеличения поступлений от 16-процентного повышения нелогично. К тому же с каждой волной роста минимальной зарплаты часть работодателей уходит в тень и уменьшает базу налогообложения зарплат.
Третья — налог на прибыль предприятий. Он вырастет на 21,9% до 81,8 млрд грн.
Есть в бюджете и откровенно сомнительные показатели. Так, от приватизации правительство планирует получить 22,5 млрд грн, что в 30 раз больше совокупного дохода за последние четыре года — 935,14 млн грн. Расчеты источников появления экономического чуда отсутствуют, поэтому реальные доходы в 2018 году могут быть существенно меньшими, чем планируется.
Говорить о росте экономики в 2018 году не стоит. Рост доходной части бюджета на 13,8%, о котором так громко говорят представители правительства, обеспечен не реальным ростом ВВП страны, а прежде всего инфляцией, увеличением «бумажных» доходов от повышения минимальной зарплаты и увеличением объемов импорта.
Рост дефицита Пенсионного фонда
После повышения пенсий с 1 октября 2017 года вместо запланированных дополнительных 12 млрд грн в квартал понадобилось уже 20 млрд грн. Из-за ошибки Минфина в плановых расчетах на четвертый квартал 2017 года сумма затрат на повышение пенсий будет в среднем ежемесячно на 2,6 млрд грн больше, чем планировалось.
За год эта сумма может подняться до 32 млрд грн. Согласно Бюджетной резолюции, ближайшие три года дефицит Пенсионного фонда должен был сохраняться на уровне 140 млрд грн. Учитывая качество расчетов, есть вероятность, что дефицит ПФУ спрогнозирован неправильно и к нему добавятся еще 32 млрд грн.
Чиновники рассчитывают на увеличение доходов Пенсионного фонда вследствие увеличения минимальной зарплаты. Однако финансовые итоги 2017 года показывают, что рост НДФЛ напрямую не зависит от роста минимальной зарплаты. Следовательно, повышения пенсий в 2018 году не будет, или же реальный дефицит фонда будет расти.
Есть в бюджете-2018 и позитивные новеллы.
Строительство дорог и рост расходов на образование
В 2018 году государство выделяет на дороги 47 млрд грн, что на 14,8 млрд грн больше, чем в 2017 году. Это действительно значительная сумма, однако в долларовом эквиваленте, 1,6 млрд долл, она не превзошла рекорд 2013 года — 2,5 млрд долл.
Также правительство планирует запустить работу нового государственного учреждения — Дорожного фонда. Он получит 32,6 млрд грн с последующим финансированием исключительно из поступлений от акциза и пошлины на нефтепродукты.
Эти средства, 35-40 млрд грн ежегодно, невозможно будет потратить на цели, не связанные с дорогами. Эта статья расходов не будет зависеть от субвенций из госбюджета.
В тему: Бедность Украины противоречит законам природы, — Саакашвили
На 25% увеличится зарплата учителей. Повышение будет постепенным, до 2023 года. На это в бюджете заложено 6,7 млрд грн. На все образование в 2018 году заложены 95,5 млрд грн. В 2017 году эта цифра составляла 94 млрд грн.
При подготовке бюджета ко второму чтению правительство увеличило образовательную субвенцию местным бюджетам до 62,1 млрд грн. К сожалению, при этом на 20% уменьшается сумма выплат академических стипендий студентам и курсантам вузов.
Существенно недофинансирована медицина. На начало медицинской реформы расходы на обновление системы не запланированы. На всю сферу заложено 86,9 млрд грн. Это на 12 млрд грн больше, чем в 2017 году, однако средств все равно не хватит.
По данным профильного комитета парламента, на лечение онкобольных выделено 28,5% от потребности, сердечно-сосудистые заболевания — 30,2%, на больных нефрологического направления — 43,5%, вирусными гепатитами — 52,1%.
Расходы на реабилитацию больных уменьшены по сравнению с 2017 годом на 12%, не запланированы средства на улучшение качества лучевой терапии при лечении онкологических заболеваний в Национальном институте рака.
Улучшение боеспособности страны
На Министерство обороны в 2018 году выделено 86 млрд грн, что почти на 25% больше, чем в 2017 году. На закупку оружия, модернизацию и ремонт техники пойдет 16,3 млрд грн. Это в 2,5 раза больше, чем выделялось на эти цели ранее.
При этом потери боеприпасов в Украине — грандиозные. Убытки от взрывов, произошедших в Балаклее и Калиновке, по подсчетам комитета парламента по вопросам национальной безопасности и обороны, ориентировочно составляют 22 млрд грн.
Расходы на строительство и приобретение жилья для военнослужащих довольно незначительны. Они вырастут лишь на 14,9% и составят 857 млн грн.
Жаль, что бюджет обороны остается закрытым для общества. Какая тайна в том, сколько стоит огурец для армии, если в закупках нет коррупции?
В тему: Бюджет воровского «распила»
Наступление на бюджеты общин частично приостановлено
В исходном тексте главного финансового документа страны правительство предусмотрело свертывания децентрализации. Речь шла о перекладывании на места большого количества несвойственных расходов: погашение государственного долга за услуги ЖКХ, образовавшегося за предыдущие годы, и покрытие расходов перевозчикам за льготные категории граждан. При этом правительство не увеличивало базу.
Ко второму чтению депутаты заставили правительство отказаться от части своих необоснованных прихотей. В частности, сохранена действующая система реверсной дотации на уровне 50%. Отложено, правда, без определения срока и суммы, покрытие долга по среднесрочным займам для 332 местных бюджетов.
Сохранена действующая система финансирования льгот за счет госбюджета: 16 млрд грн выделено органам местного самоуправления на компенсации льгот отдельным категориям граждан на оплату электроэнергии, газа, теплоснабжения, водоснабжения, квартплаты, вывоза бытового мусора и жидких нечистот.
Также 5,9 млрд грн увеличена медицинская субвенция. Эти уступки — результат настойчивости общин и депутатов, выступающих за реальную децентрализацию.
Изюминка принятия бюджета-2018 в том, что многие поправки были внесены и приняты «с голоса», чего не было в предыдущие годы. Только благодаря стенограмме можно узнать, что так были увеличены расходы на высшие органы власти.
Бюджет, который анонсировали как документ экономического роста, принятый с соблюдением законодательства, в действительности был принят с манипуляциями и имеет все шансы стать бюджетом проедания и построения полицейского государства.
Роман Семенуха, народный депутат, «Самопомощь»; Экономическая правда
Перевод: Аргумент
|