Пятница, 17.05.2024
1c всегда!
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2015 » Август » 13 » Неудача под Иловайском. Анатомия прорыва и точки над И: год спустя. Часть 1.
12:00
Неудача под Иловайском. Анатомия прорыва и точки над И: год спустя. Часть 1.

Неудача под Иловайском. Анатомия прорыва и точки на і: год спустя

Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

Спустя год внятную картину поражения украинской армии у Иловайска, удалось наконец прояснить, стала более явственна роль когда-то братской соседней страны в расстреле украинских военных, и вскрылись некоторые неизвестные широкой публике ньюансы.

Обобщение информации полученной от солдат и офицеров ГШ сделано автором под ником Serg Marco в нижеследующем тексте, впервые опубликованном на сайте Петр и Мазепа, интервью с одними из главных действующих лиц того времени,  более полно раскрывают обобщенные в татье данные.

***

Данная статья написана с одной целью – дать внятную картину происходящих событий на фронте возле Иловайска, а также в районах прямо или косвенно относящимся к тем событиям, и дать картину, чем был Иловайск и окружение украинской группировки возле него, в какую картину боевых действий был вплетен узор Иловайского противостояния. А ещё, какие последствия это дало.

5 августа замглавы Днепропетровской ОГА Геннадий Корбан собрал в кабинете командиров батальонов «Азов» (Билецкий), «Шахтерск» (Филоненко), «Днепр-1» (Береза), «Донбасс» (Семенченко). Так же на встрече участвовали генерал Хомчак и журналист Юрий Бутусов.

По свидетельствам людей, бывших на встрече, Корбан информировал о том, что в Иловайске НВФ в размере 50-60 человек и отсутствуют укрепрайоны.

 

Так же есть свидетельства, что Корбан мотивировал командиров батальонов довольно внушительной суммой за взятие Иловайска (называлась цифра в размере 300 тыс. долларов каждому командиру добровольческого батальона). Приехавший позже Хомчак подтвердил отсутствие укреплений и обсудил с присутствующими схему взаимодействия добробатов с ВСУ.

Как позже оправдывался Корбан, встреча имела чисто консультативный характер.

Кроме того, подобное отдельное совещание проводилось позже в Курахово, где присутствовали должностные лица, которые не имели непосредственного отношения к проведению АТО.

Под Иловайск выдвинулись добровольческие батальоны (к вышеуказанным батальонам присоединились такие батальоны, как «Миротворец», «Ивано-Франковск», «Херсон» и «Свитязь», общая численность личного состава которых была следующей: «Донбасс» – 192 чел., «Днепр-1» – 78 чел., «Свитязь» – 23 чел., «Миротворец» – 52 чел., «Херсон» – 27 чел., «Ивано-Франковск» – 25 чел. – всего 397 бойцов) и две (39-я и 40-я) БТрО. Указанным БТрО ставилась задача штабом АТО стать на две господствующие высоты под Иловайском, взяв окружающие территории под контроль, выставить блокпосты.

Поддержку им оказывало подразделение 51-й ОМБР. В указанном выше составе не указаны батальоны «Азов» и «Шахтерск», так как после первых неудачных боев под Иловайском, они самовольно покинули место боевых действий и отказались возвращаться. Как заявил комбат «Шахтерска», разрешение на выход из сектора «Шахтерск» и «Азов» получили от советника министра МВД Антона Геращенко и начальника Департамента организации деятельности подразделений милиции особого назначения Чалавана В.А.

Всего группировка под Иловайском насчитывала поначалу порядка 940 человек. В последствии к этой группировке присоединились подразделения 51-й, 28-й механизированных бригад та ротной тактичной группы 93-й механизированной бригады, которые находились в секторе «Д», и в результате боев в секторе «Д» потеряли боеготовность. На момент выхода из окружения общее количество группировки насчитывало порядка 1400 человек.

БТрО заняли позиции на господствующих высотах и блокпостах, а добровольческие батальоны пошли на Иловайск. Генерал Хомчак, который был тогда начальником сектора «Б», находился в штабе сектора.

После того как выяснилось, что в Иловайске НВФ гораздо превышает прогнозируемое количество, а в самом Иловайске сделан мощный укрепрайон, Филоненко и Белецкий после первых неудачных боев («Азов» и «Донбасс» понесли потери убитыми и ранеными при попытке входа в город) отказались заводить свои батальоны в город. По словам Марка Греся, деньги, полученные Билецким в кабинете, были отданы Корбану, поскольку он отказался заводить свой батальон в Иловайск. Семенченко и Береза таки завели в город свои батальоны. Подразделения добробатов оказались связаны боем, сам Семенченко получил лёгкое ранение и был эвакуирован из Иловайска. Руководство добровольческими батальонами в Иловайске взял на себя Вячеслав Власенко (Филин), офицер батальона «Донбасс». Добровольческие батальоны с боями заняли половину города. 20 августа СНБОУ рапортовал о полном взятии под контроль Иловайска.

Во второй половине 24 августа была получена информация о движении под Иловайском колонны техники без опознавательных знаков. По ним были нанесены огневые удары. В последующем мы получили подтверждение о том, что это были российские войска в составе 4 БТГр. Одно из этих подразделений БТГр 331 полка ВДВ РФ было разбито у села Зеркальное и были взяты в плен 10 российских десантников. Собственно, они и стали подтверждением перехода через границу регулярных частей РФ.

В секторе «Д» события развивались следующим образом. В ночь с 13 на 14 августа после несвоевременного занятия определённых районов, позиций, ненадлежащего оборудования опорных пунктов и линии обороны, поддавшись панике и огневому воздействию противника, личный состав 30-й механизированной бригады (без 1-го и 2-го батальонов), а вслед за ними и часть сил 51-й механизированной бригады и 7-я рота 72-й механизированной бригады совершили самовольный уход с занимаемых позиций около кургана Саур-Могила, Степановки, Григорьевки. Этот уход, по рассказам свидетелей, был неуправляемый, хаотичный и фактически превратился в бегство. Он привёл к образованию пробелов в линии внешнего круга блокировки, которая не могла контролироваться оставшимися войсками и огнём артиллерии.

Большинство личного состава 30-й бригады находилась в паническом состоянии, отказывалась выполнять любые приказы и самостоятельно убыла в базовый лагерь, расположенный вблизи населённого пункта Мирное Запорожской области и пункта постоянной дислокации (Новоград-Волынский). Штаб сектора пытался удержать управление частями в секторе «Д», но отходы вышеуказанных подразделений сильно осложнило ситуацию в районе. Кроме того, на территорию РФ по причине постоянных обстрелов из-за границы перешли около 400 человек 72-й бригады и около 50-ти человек 51-й бригады. Группировки размывались и отходили в связи с постоянными обстрелами из-за границы РФ. В последующем, по вышеуказанным причинам, в ночь с 6 на 7 августа было выведено пять БТГр общей численностью около 3 тыс. человек.

24 августа, после нанесения огневого поражения с территории России, оставил свои позиции 5-й батальон ТРО, который выполнял задачи по усилению участков государственной границы на рубеже Кутейниково, Мокроеланчик путём выставления блокпостов на угрожающих направлениях. Тем самым обнажил правый фланг наших войск. Его личный состав удалось остановить только в Ивано-Франковской области. Собственно, батальон «Прикарпатье» поставил своеобразный рекорд, преодолев около тысячи километров менее чем за двое суток. Перехватить его смогли лишь под Мариуполем, где командир батальона написал на врученном ему приказе о возвращении на боевые позиции, что его батальон не может выполнять боевые задачи и продолжил движение к Ивано-Франковску.

В связи с оставлением рубежей, сложной ситуацией в районе боевых действий, а также донесениями полковника Ромыгайло П.Д. о пересечении границы крупных групп бронетехники и грузовиков с личным составом, 24 августа в 24:00 сектор «Д» перестал существовать. Подразделениям был дан приказ выйти из сектора. Воспользовавшись отходом сил ВСУ, на территорию Украины беспрепятственно зашли 9 батальонных тактических групп, из которых пять (от 10 ДШП 76 дшд, 19 омсбр, 331 ПДП 98 пдд и 247 ДШП 7 дшд) (БТГР 104 полка морской пехоты) действовали на Луганском направлении и до четырех (от 331 пдд 98 пдд, 19 омсбр, 8 омсбр, 31 и 56 одшб) – на Донецком. С этого момента соотношение сил и средств сторон изменилось в пользу противника.

В связи с тем, что дорога на Иловайск была открыта, подразделения РФ зашли под Иловайск и начали брать Иловайскую группировку в кольцо.

Руководство боем в районе Иловайска осуществлял, находившийся в это время там, генерал Хомчак.

Активная фаза боев состоялась 25-26 августа, в результате которых была разбита 4-я рота 2-го батальона 51-й ОМБР. Причем немалая доля вины за это поражение лежит на мероприятиях информационного воздействия (информационные сообщения СМИ). Боевые действия вкупе с информационным давлением спровоцировали подразделения 51-й механизированной бригады на оставление своих позиций, что привело к ослаблению левого фланга нашей группировки и окружение Иловайской группировки.

 БТГр 92-й бригады пошла на помощь в Иловайск, но по ней 27 августа было нанесено огневое поражение, колонну контролировали беспилотники и по колонне работали грамотные артиллеристы. Подход помощи не был осуществлён. 92-ка понесла большие потери в технике, хотя, как оказалась в дальнейшем, это был самый бескровный вариант, так как людей комбат не потерял, а противопоставить что-то существенное БТГр 92-ки не могла с учётом её состава и состава БТГр российских подразделений.

В дальнейшем, учитывая то, что обстрелы со стороны как боевиков, так и подразделений вооруженных сил Российской Федерации не прекращались, боеприпасы в наших подразделений заканчивались, а командиры добровольческих батальонов, не желая вести боевые действия в ультимативной форме, требовали немедленного ухода, штабом АТО был разработан замысел по деблокированию группировки сил и средств сектора «Б».

Указанным замыслом предполагалось для деблокирования группировки в районе Иловайска привлечь 79-ю и 95-ю аэромобильные бригады, нанести поражение группировке войск вооружённых сил Российской Федерации и закончить выполнение специальных действий возле Иловайска.

Но в связи с тем, что подразделения (третья батальонная тактическая группа 72-й механизированной бригады), которые прибыли на усиление сектора «Б» не выполнили задачу по захвату и удержанию определённого рубежа и задержкой подходов резерва 79-й аэромобильной бригады, было принято решение провести эту операцию в течение 1-2 сентября 2014 года. На тот момент в резерве было полтора аэромобильного батальона, который занимался восстановлением боеспособности техники, на что требовалось определённое время.

В то же время задержка в проведении операции по деблокированию была связана с резким обострением обстановки в районе Луганска, где в результате вторжения в трех батальонных тактических группах вооружённых сил Российской Федерации создалась реальная угроза блокирования наших войск в районе Лутугино, Георгиевки и выход в тыл нашим группировкам около Дебальцево.

Тем временем ультимативные требования командиров добровольческих батальонов на скорейший выход и нежелание вести боевые действия в окружении, проведение спланированной операции по деблокированию группировки сил и средств сектора «Б» в районе Иловайска не было реализовано.

Так как российские войска столкнулись с упорным сопротивлением и понесли ощутимые потери, им было невыгодно втягиваться в затяжные бои на чужой территории. Поэтому Российской Федерацией были применены дипломатические пути о прекращении боевых действий и ведения огня. В СМИ появилось обращение к боевикам от Президента РФ о прекращении огня и требовании выпустить украинские подразделения из котла.

В итоге между штабами РФ и Украины было достигнуто соглашение о выводе войск из-под Иловайска. После того, как условия вывода войск из котла начали меняться в одностороннем порядке по инициативе штаба РФ, начальник Генерального штаба ВСУ Муженко В.Н. счёл предоставленные гарантии недостаточными и дал указание Хомчаку выводить группировку на прорыв в 3:00 29 августа, выходя мелкими рассредоточенными группами. Хомчак ответил, что батальоны не хотят идти на штурм в данной ситуации, и он обеспечит гарантии выхода на своём уровне взаимодействия с частями РФ.

В связи с этим была достигнута следующая договорённость: на рассвете 29 августа 2014 по прибытии 2 единиц БТР из состава вооруженных сил Российской Федерации (один в Многополье, второй – в Агрономическое) будет осуществлено сопровождение по двум маршрутам изложенных колонн наших подразделений к рубежу Старобешево-Новоекатериновка.

Были сформированы две колонны и подразделения утром 29-го ждали команды на выход. Около шесть часов утра 29 августа к населенному пункту Многополье прибыл один БТР из состава вооружённых сил Российской Федерации, где российский офицер сообщил начальнику разведки оперативного командования «Юг», что условия выхода изменены, и они позволят выход подразделений по одному маршруту через сектор «Д», который они нам укажут и без оружия, боеприпасов и военной техники.

На вопрос «В чём причина, почему изменена договоренность?»  офицер вооружённых сил Российской Федерации начал куда-то звонить и оттягивать время по полчаса несколько раз (напоминаем, выход планировался в 6:00 утра). Узнав об изменённых условиях, Хомчак дал приказ колоннам выходить с оружием по первоначальному маршруту. Как оказалось, время затягивалось россиянами, чтоб иметь возможность окопаться по первоначальным маршрутам следования колонн. Колонна в 8:15 выступила по первоначальным маршрутам.

Первое кольцо блокировки было пройдено относительно спокойно. При приближении ко второму кольцу по колоннам началось наноситься огневое поражение. Украинские подразделения начали вести встречный бой и пытаться прорваться сквозь позиции РФ. Надо сказать, что на участках, где технику ещё не успели вкопать и организовать укрепрайоны, российским подразделениям был нанесен довольно существенный ущерб, были подбиты несколько танков, БТРов, БМП, понёс враг потери и в живой силе. Но при приближении колонн к окопанным позициям украинские подразделения были расстреляны, колонны были рассеяны, техника подбита, а бойцы начали выходить из района боевых действий пешком.

Хомчак и Береза, ехавшие вместе, не координировали действия бойцов в колоннах, Заехав в лесопосадку, автомобили были брошены. И Хомчак с Березой, водителем и журналистами, которые до этого были в бусиках, начали продвигаться в лесополосе.

После чего ночью, бросив журналистов и солдата (раненого водителя), вдвоём вышли пешком из окружения.

 

Просмотров: 441 | Добавил: pasjunja | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Август 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz