Организация платного штурма Майдана: детали дела полицейских чинов
Кого покрывают Аваков и Фацевич.
Независимо от того, чем закончится дело двух нынешних полицейских и их бывшего начальника - Сергея Поготова, Анатолия Серединского и Игоря Бабича, материалы позволяют воссоздать хронологию событий, которые привели к так называемой АТО в центре Киева. Более известной как силовой разгон Майдана 18-19 февраля.
Судебная волокита с избранием меры пресечения трем новым подозреваемым по делам Майдана заняла почти неделю. Процесс постепенно получил множество атрибутов политического - затягивание рассмотрения по непонятным причинам, комментарии со стороны известных деятелей и должностных лиц, схватки активистов под зданием Печерского райсуда. Одним из тех, кто регулярно посещал судебные заседания стал заместитель председателя Нацполиции и руководитель патрульной полиции Александр Фацевич. В первый же день он сообщил, что готов взять на поруки двух из трех фигурантов - Игоря Бабича и Анатолия Серединского. Впоследствии Фацевич сдержал обещание и подал соответствующие документы. Однако суд принял другое решение - всех троих подозреваемых отпустили под ночной домашний арест.
Фацевич неоднократно объяснял свой поступок тем, что ознакомился с деталями выдвинутого подозрения и считает его надуманным. По его словам, прокуратура гонится за выполнением формальных показателей. «Эти работники мне очень нужны, они специалисты и они не нарушали закон. Я читал ходатайство. Простите меня, если я руководитель и я видел бы, что они к чему-то причастны, я бы здесь не стоял сейчас», - эмоционально высказал журналистам заместитель председателя Нацполиции. На защиту полицейских стал и глава МВД Арсен Аваков. В частности, он также отмечает, что подозрения прокуратуры «надуманные» и «рассыплются в суде».
В тему: Арсен Аваков: ставка на подонков и убийц
Ходатайство об избрании меры пресечения Поготову, Серединскому и Бабичу довольно объемные. Собственно, кроме Фацевича и Авакова с ними мог ознакомиться любой присутствующий в суде при рассмотрении дел. Каждое из трех ходатайств объявляли почти полностью. Например, текст по Бабичу прокуроры читали полтора часа. Эти документы - не просто изложение возможных преступлений трех конкретных лиц. Фактически в них воспроизведен и детализирован общий ход событий, которые, по версии следствия, предшествовали и сопутствовали разгону Майдана 18-го и в ночь на 19 февраля 2014 года.
Именно в день начала штурма - 18 февраля 2014 года, около полудня - до Центральной базы ресурсного обеспечения (ЦБРО) МВД подъезжает микроавтобус Ford Transit. ЦБРО расположена почти на окраине Киева, далеко от центра, где уже скоро произойдут трагические события. Однако именно этот визит окажется напрямую связанным с ними. В машину из склада заносят ящики зеленого цвета. Их много, поэтому грузовое отделение микроавтобуса уже скоро заполнено от пола до крыши. По словам водителя, который затем даст показания, на некоторых ящиках имеется маркировка - «Пламя М». Заполненный автомобиль отправляется к Октябрьскому дворцу на улице Институтской. Здесь расположена база силовиков, которых стянули для противодействия активистам Майдана. Автомобиль разгружают. Некоторые ящики открывают, там коробки светлого и зеленого цвета с запалами. Это - спецсредства, например, свето-шумовые и раздражающего действия гранаты, которые используют против митингующих во время вытеснения и так называемой АТО уже ближайшей ночью. Важно, что эти спецсредства - не украинского производства, мощнее отечественных аналогов и не прошли сертификации в Украине. Для понимания, как они оказались в Киеве да еще и на официальной базе хранения МВД, надо заглянуть еще на несколько месяцев раньше.
В тему: Ненаказанное зло. История одного «беркутовца»
По версии прокуратуры следует, что после усиления протестов из-за разгона Майдана 30 ноября 2013 года, тогдашняя власть начала работать над новым планом их подавления. Уже в январе тогдашний министр внутренних дел Виталий Захарченко решает усилить силовиков новыми и мощными спецсредствами. О чем он договаривается с МВД России. Интересны обстоятельства этой сделки. Дело в том, что закупки как таковой не произошло, однако МВД официально уплатило более 1 млн грн за растаможивание товаров. Забирать новые спецсредства в Россию отправили завхоза МВД Павла Зинова (в то время руководителя Департамента материального обеспечения - Ред.).
Для перевозки используют самолет Ан-12 гражданской авиакомпании «Украина-Аэроальянс». Как свидетельствует сайт авиакомпании, она «выполняет чартерные грузовые авиаперевозки по всему миру, а также работает по контрактам с правительственными и общественными организациями по перевозке гуманитарных грузов, тесно сотрудничает с ООН и НАТО по доставке срочных грузов, в том числе военного и двойного назначения, имеет допуск к перевозке опасных грузов».
Самолет, которым в Украину вероятно завезли спецсредства для разгона Майдана
Ан-12 с бортовым номером UR-Caн и Зиновым на борту выполняет два рейса - 21 и 24 января 2014 года по маршруту аэропорт «Чкаловский» (Московская область, РФ) - «Жуляны» и «Чкаловский» - «Гостомель» соответственно. По информации прокуратуры, двумя рейсами в Украину завезли около 13 000 единиц российских спецсредств, в частности:
-
изделие «Факел-С» - 1500 штук;
-
изделие «Заря-2» - 1040 штук;
-
изделие «Пламя-М» - 940 штук;
-
ручные дымовые гранаты белого дыма РДГ-2 и РДГ-2б - 6540 штук;
-
ручные раздражающие гранаты РГР - 495 штук;
-
ручные раздражающие гранаты повышенной мощности и безопасности - 495 штук;
-
ручные гранаты раздражающего и светошумового действия «Дрофа» - 600 штук;
-
ручные аэрозольные гранаты «Дрейф-2» - 1000 штук;
-
40-мм выстрел акустического и светозвукового действия - 216 штук.
Уже 22 января выходит правительственное постановление, которое вносит часть из указанных спецсредств в официальный перечень таких, которые можно использовать во время мероприятий по охране общественного порядка, а 24 января появляются рапорты об их приобретении и выделение для нужд милиции общественной безопасности (в том числе подразделений «Беркут»).
В этот момент произошло прямое нарушение закона. Дело в том, что перед принятием на вооружение любых травматических средств, которые правоохранители могут применить против граждан, необходимо провести специальные экспертизы. Прежде всего речь идет об экспертизе Министерства здравоохранения, которое является ответственным за это органом центральной власти. Никакой такой проверки проведено не было.
В новостях тогда сообщили об увеличении «арсенала законного ответа митингующим». Именно в тот момент свою роль в деле сыграл первый из трех новых подозреваемых - Сергей Поготов(кстати, в 2012 году Начальником милиции Севастополя назначен Сергей Поготов). Во время Майдана Поготов - заместитель начальника департамента общественной безопасности МВД. Сейчас он работает руководителем группы охранной деятельности НАК «Нафтогаз». Поготов ставит подпись на двух незаконных рапортах от 24 января 2014 года о приобретении и выдаче российских спецсредств. Тогда он сделал это вместо своего непосредственного начальника Алексея Крикуна, хотя на документе и стоит фамилия последнего.
По версии следствия, большинство российских спецсредств пролежали на складе ЦБРО до 18 февраля. Правда, по свидетельствам работников базы, некоторые наименования они не принимали на учет, поэтому существует большая вероятность, что их использовали на Майдане и раньше.
Примернов то же время силовикам в центре Киева выдают также патроны со свинцовой картечью. Правоохранители, которые действовали против митингующих в столице, имели на вооружении помповые ружья «Форт 500А» и «Форт-500М1». Обычно такие ружья заряжали травматическими патронами с резиновым наполнителем. При соблюдении правил - это патроны несмертельного действия. Патроны же со свинцовым наполнителем - несут гораздо большую опасность и со значительно большей вероятностью ведут к смерти. По версии следствия, приказ о выдаче таких патронов отдал лично начальник милиции общественной безопасности ГУМВД в Киеве Петр Федчук 16 или 17 февраля. Организацию выдачи на месте совершил Сергей Кусюк - заместитель командира киевского полка «Беркут». Оба впоследствии бежали в Россию (человека, похожего на Кусюка, недавно заметили на фотографиях в форме российского ОМОНа во время одного из митингов в Москве).
«Резиновые и свинцовые пули сбрасывали в один ящик. «Беркутовцев» вызвали и сказали брать из ящика сколько надо патронов. Ни о какой выдаче под роспись речь не шла», - рассказывает Тижню об этом эпизоде источник в следственных органах.
В тему: Суды отказываются судить "беркутовцев", избивавших и убивавших "майдановцев»
Сейчас одним из оправданий рядовых работников «Беркута» является то, что они не могли отличить патроны со свинцовым и резиновым наполнением. Дело в том, что оба заряда внешне не отличимы. Другой вопрос, оставшийся без ответа, сложно ли было работнику спецназа отличить патроны по весу? Скорее всего, использовали «Терен-12к» - единственный сертифицированный в Украине патрон 12-го калибра с картечью. Дело в том, что на сайте производителя можно найти только версию патрона с эластичным наполнителем. Поэтому свинцовый вариант делали или кустарно (путем замены картечи в патроне вручную), или же речь идет о каком-то тайном «спецзаказе».
18 февраля примерно в 11 утра начинается вытеснение митингующих из близлежащих к Мариинскому парку и правительственным зданиям улиц. Фактически, это первая, подготовительная фаза к «антитеррористической операции», которая развернется вечером. Если подытожить, то именно утром этого дня силовики начинают массово применять против митингующих несертифицированные российские спецсредства усиленного действия и неизвестного происхождения свинцовые патроны.
Основные события в это время разворачиваются на Майдане Независимости, улицах Институтской, Михаила Грушевского, Шелковичной, Садовой и Мариинском парке. Силовики действуют двумя группами - одна движется по улице Институтской в направлении Кловского спуска, вторая группа, параллельно первой, по улице Грушевского мимо Мариинского парка. Также в это время зафиксировано массовое привлечение групп «титушек».
Со стороны митингующих резко возрастает количество раненых. По меньшей мере два человека получили тяжелые травмы, 13 - средней тяжести, 39 - легких. По мнению следствия, львиная доля этих травм была нанесена именно незаконными спецсредствами из РФ. Из того, что прозвучало в суде, некоторые люди остались без кистей рук и с тяжелыми травмами глаз.
Примерно с 16:00 до 18:00 в кабинете начальника ГУ МВД в г. Киеве Валерия Мазана на улице Владимирской, 15 происходит оперативное совещание руководителей различных силовых органов. Именно во время этой встречи принято решение провести антитеррористическую операцию с целью полной зачистки Майдана Независимости и прилегающих улиц. Штаб АТО формально располагают именно в кабинете Мазана. Около 19:00 силовики начинают реализацию плана.
Именно в этот момент в истории появляются двое других подозреваемых - Анатолий Серединский и Игорь Бабич. Серединский по состоянию на 2014 год занимает должность с длинным названием «начальник отдела организации службы управления организации службы, работы конвойных подразделений специальных учреждений и судебной милиции Департамента общественной безопасности Министерства внутренних дел». Бабич работал в том же департаменте в должности с не менее длинным названием «главный инспектор отдела организации службы управления организации службы, работы конвойных подразделений, специальных учреждений и судебной милиции». Сейчас оба служат в Национальной полиции. Бабич - глава Департамента превентивной деятельности, Серединский - его заместитель. Оба связаны с фигурой другого подозреваемого в причастности к разгону Майдана - генерала Владимира Гриняка. Во время Майдана Гриняк возглавляет управление общественной безопасности МВД и является руководителем обоих нынешних полицейских.
Следствие предполагает, что в ночь разгона Майдана с 18 на 19 февраля действия подразделений «Беркута» координировал уже упомянутый Федчук, а внутренних войск - генерал Станислав Шуляк. Третьей действующей стороной была СБУ и подразделение ЦСО «А». Именно Федчук привлек к организации со своей стороны Гриняка, а тот, в свою очередь, Бабича и Серединского. Серединский якобы координировал действия силовиков в телефонном режиме, а Бабич, находясь вместе с Гриняком, непосредственно на улице Институтской.
Оба полицейских отвергают все обвинения. По их словам, подозрение им объявили только потому, что они отказались давать показания на Гриняка. В материалах ходатайства действительно немного доказательств, что именно делали Бабич и Серединский, однако по логике их и не должно быть до начала рассмотрения дела по существу. После того, как 29 сентября рассмотрение ходатайства об избрании полицейским меры пресечения не состоялось, руководитель Департамента спецрасследований Сергей Горбатюк обнародовал дополнительные материалы, которые свидетельствуют, что Бабич и Серединский 18 и 19 февраля 2014 года десятки раз связывались по телефону с руководителями отдельных региональных подразделений «Беркута». Так же они неоднократно звонили как друг другу, так и генералу Гриняку, который официально занимал должность руководителя так называемого «Сводного отряда МВД», образованного 5 декабря 2013 года после начала Майдана. Собственно, «сводный отряд» - и является формой организации различных региональных подразделений «Беркута», стянутых в Киев. Впоследствии в суде Серединский скажет, что действительно связывался с руководителями «Беркута», однако исключительно с целью уточнения количества травмированных и больных работников и количества необходимых им лекарств, а координация действий «Беркута» не входила в его должностные обязанности.
Следователи в ходатайстве настаивают, что в должностные обязанности Серединского в 2014 году входили служебная подготовка, дисциплина и соблюдение законности личным составом, совершенствование и повышение эффективности и выявления недостатков в работе подразделений патрульной службы и «Беркута». Интересно, что в служебной характеристике Серединского, предоставленной суду за подписью Александра Фацевича, указано, что после 2014 года он именно координировал работу силовиков во время массовых мероприятий (в частности, входил в «Штаб координации ...» во время конкурса Евровидение в Киеве). То есть в заслугу Серединскому Фацевич ставит ту самую работу, которую во время Майдана первый прямо отрицает.
Инфографика Адвокатской совещательной группы
В материалах подозрения именно по Серединскому есть еще один эпизод, который состоялся в декабре 2013 года. По мнению следствия, кроме непосредственно насильственных действий против митингующих с использованием «титушек» и новым силовым разгоном, план тогдашней власти содержал еще и «поощрительную» часть. Для материального стимулирования «беркутовцев» выделяют не менее 30 млн грн. Кто конкретно дал эти средства - неизвестно. По мнению следствия, Серединский вместе с Гриняком непосредственно осуществляли распределение денег для нужд «Беркута». Это якобы происходило в помещении МВД на улице Богомольца и выглядело так: сначала деньги раскладывали в полиэтиленовые пакеты с указанием названия одного из 27 региональных подразделений «Беркута». Суммы выделяли из расчета 700-800 тыс. грн в крупное подразделение «Беркута», где работали около 100 работников в каждом. На меньшие подразделения выделили 150-200 тыс. грн (подробнее в инфографике). Эти средства в кабинете Гриняка получали руководители или заместители руководителей региональных подразделений. Потом уже они делили деньги между личным составом из расчета 5 тыс. грн на офицера и 3 тыс. грн на рядового.
В тему: Арестовать рядового Цинаридзе: как МВД и суды хоронят следствие по делам Майдана
Инфографика Адвокатской совещательной группы
Обнародованные прокуратурой примеры переговоров Серединского и Бабича с руководителями «Беркута» 18 и 19 февраля 2014 года
Всего в период с 18 февраля 11:00 до 19 февраля 06:00, по данным следователей, в результате противоправного и чрезмерного применения физической силы, спецсредств, спецтехники и скрытого применения огнестрельного оружия погибли 13 человек, тяжкие телесные повреждения получили 40, средней тяжести - 72 человека, легкие - 165 человек. Хотя все трое подозреваемых сейчас находятся под ночным домашним арестом, Бабич и Серединский продолжают выполнять должностные обязанности в Национальной полиции. По словам их нынешнего руководителя Фацевича, он не готов отстранить чиновников даже на время судебного разбирательства, поскольку ему никого ставить им на замену. Правда, Серединского таки пришлось перевести в другой департамент, ведь ему запрещено общаться с Бабичем по условиям домашнего ареста.
—
Андрей Голуб, опубликовано в издании Тиждень.UA
Перевод: Аргумент
|